Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

АвтоМирАвто

Дорогая дорога

Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

Алексей Лучников

Весна – это время, когда приходится быть максимально внимательным к состоянию дорожного покрытия. Вода и перепады температур делают свое дело: ямы на весенних дорогах – не редкость. Иногда они достигают такого размера, что попадание в них грозит потерей колеса, деформацией деталей подвески, а то и более серьезными повреждениями. Разумеется, масштаб последствий зависит и от скорости движения. Увы, известны случаи, когда дефекты покрытия приводили к смертельным ДТП. Органы власти и организации, ответственные за содержание дороги, должны нести свою долю ответственности за последствия своего бездействия. Добиться этого, как показывает практика, можно только через суд, причем с высокой долей вероятности успеха. Расскажем, как это сделать, чтобы получить компенсацию.

Кто виноват?

В качестве ответчика обычно привлекают собственника дороги, который обязан следить за ее содержанием. В населенных пунктах это, как правило, администрация соответствующего города, поселка, деревни. Региональными и межмуниципальными дорогами может владеть как субъект Российской Федерации, так и районный орган местного самоуправления. За федеральные дороги отвечает Росавтодор или государственная компания «Автодор», имеющие свои территориальные подразделения. Существуют в нашей стране и частные автомобильные дороги. «Крайней» же обычно оказывается подрядная эксплуатирующая организация. Именно ей надо адресовать иск о возмещении ущерба, причиненного неудовлетворительным содержанием дороги. Но для надежности в число соответчиков лучше включить и собственника. Кому конкретно адресовать претензии – собственнику или эксплуатанту, определит в итоге суд. Всю конкретику (наименование организации, контактные данные) можно уточнить в ГИБДД. Ну и поисковый запрос в Интернете, разумеется, никто не отменял.

Имущественный иск – один из самых действенных механизмов, способных заставить дорожников выполнять работу

Как доказать?

Чтобы обосновать свои требования, необходимы документы. Составить их могут сотрудники ГИБДД, которых надо вызывать на место происшествия. По формальным признакам даже пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, причем не подпадающее под условия «европротокола». Иными словами, отказать в оформлении документов дорожная полиция не может. Причем документирование должно происходить на месте, а не в подразделении, куда обычно приглашают водителей при незначительном материальном ущербе. На месте ДТП инспектор составляет в том числе протокол или постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела. Нам, конечно, интересен именно последний документ, ведь водитель правил движения не нарушал, а ущерб произошел из-за дефекта покрытия. Проследите, чтобы сотрудники полиции замерили и зафиксировали в соответствующем акте недостатки дорожного покрытия. Если инспектор «забывает» об этом, не поленитесь напомнить ему. Без этого документа в суд обращаться нет смысла – правды не добьетесь. Копию акта выдадут по вашему требованию.

Но и самому пострадавшему стоит подумать о доказательствах. Для этого к материалам необходимо будет приложить фотографии или видеозапись с места аварии. Обязательно должны быть обзорные кадры с привязкой к объектам. Желательно, чтобы они были адресными – километровый столб, дом с конкретным адресом или какой-то приметный элемент дорожной инфраструктуры. Плюс к этому детально снимите все повреждения покрытия и последствия для машины. Но одних фотографий мало. Для обоснования суммы ущерба и причины его появления придется проводить экспертизу. Для этого необходимо обратиться в соответствующее экспертное бюро. На процедуру необходимо пригласить ответчика. Делается это заказным письмом. Явка или неявка его решающего значения не имеет, главное, что он был извещен. Разумеется, договор и чек об оплате услуг эксперта надо сохранить: в конечном счете их тоже оплатит ответчик. Равно как и другие судебные издержки, включая услуги юриста и госпошлину, а также услуги эвакуатора, такси и тому подобное. Теоретически можно присовокупить к этому и требования о компенсации недополученной прибыли, морального ущерба, но здесь уже судебная практика не столько однозначна. В любом случае свои права надо отстаивать.

В суде ответственность за плохое качество дорог обычно несет эксплуатирующая организация

Пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, а значит ГИБДД обязаны его зафиксировать

Дефекты по стандарту

Выявление несоответствия улично-дорожной сети требованиям нормативных актов – это задача Госавтоинспекции. Помимо оформления документов о ДТП, вызванных дорожными дефектами, они обязаны проводить соответствующие надзорные мероприятия: фиксировать недочеты, выдавать предписания на их устранение, контролировать своевременность их выполнения, а за нарушение – наказывать нерадивых дорожников. «Энциклопедия» сотрудника дорожного надзора ГИБДД – это ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Именно этот документ устанавливает минимальные размеры дорожных дефектов, при которых они, собственно, считаются таковыми. Например, отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) должны иметь площадь не менее 0,06 квадратных метра, длину – 15 см, глубину – 5 см. Сюда же относится колея глубиной более 3 см, выступы колодца, решетки дождеприемника или рельса (трамвайного или железнодорожного) более чем на 1 см. Колодцы и решетки водостоков, разумеется, не должны иметь повреждений. В этом же документе есть требования к элементам обустройства дороги, условиям ее зимнего содержания, включая сроки уборки снега, ликвидации гололеда и тому подобное.

Все недостатки дорожного покрытия должны быть обязательно зафиксированы сотрудниками ГИБДД

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грегори Леннон: «Асана — инструмент для исследования конкретных вопросов» Грегори Леннон: «Асана — инструмент для исследования конкретных вопросов»

Грегори Леннон, преподаватель Виньяса-йоги, стаж 20 лет

Yoga Journal
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу

Сотня ароматизаторов не поможет. Что действительно избавит шкаф от запаха?

ТехИнсайдер
Роботы нуждаются в людях Роботы нуждаются в людях

Зачем бизнес стал активнее нанимать специалистов по робототехнике

Ведомости
Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября

Как продлить жизнь растениям в вазе с научной точки зрения?

ТехИнсайдер
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Открыть в приложении