Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

АвтоМирАвто

Дорогая дорога

Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

Алексей Лучников

Весна – это время, когда приходится быть максимально внимательным к состоянию дорожного покрытия. Вода и перепады температур делают свое дело: ямы на весенних дорогах – не редкость. Иногда они достигают такого размера, что попадание в них грозит потерей колеса, деформацией деталей подвески, а то и более серьезными повреждениями. Разумеется, масштаб последствий зависит и от скорости движения. Увы, известны случаи, когда дефекты покрытия приводили к смертельным ДТП. Органы власти и организации, ответственные за содержание дороги, должны нести свою долю ответственности за последствия своего бездействия. Добиться этого, как показывает практика, можно только через суд, причем с высокой долей вероятности успеха. Расскажем, как это сделать, чтобы получить компенсацию.

Кто виноват?

В качестве ответчика обычно привлекают собственника дороги, который обязан следить за ее содержанием. В населенных пунктах это, как правило, администрация соответствующего города, поселка, деревни. Региональными и межмуниципальными дорогами может владеть как субъект Российской Федерации, так и районный орган местного самоуправления. За федеральные дороги отвечает Росавтодор или государственная компания «Автодор», имеющие свои территориальные подразделения. Существуют в нашей стране и частные автомобильные дороги. «Крайней» же обычно оказывается подрядная эксплуатирующая организация. Именно ей надо адресовать иск о возмещении ущерба, причиненного неудовлетворительным содержанием дороги. Но для надежности в число соответчиков лучше включить и собственника. Кому конкретно адресовать претензии – собственнику или эксплуатанту, определит в итоге суд. Всю конкретику (наименование организации, контактные данные) можно уточнить в ГИБДД. Ну и поисковый запрос в Интернете, разумеется, никто не отменял.

Имущественный иск – один из самых действенных механизмов, способных заставить дорожников выполнять работу

Как доказать?

Чтобы обосновать свои требования, необходимы документы. Составить их могут сотрудники ГИБДД, которых надо вызывать на место происшествия. По формальным признакам даже пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, причем не подпадающее под условия «европротокола». Иными словами, отказать в оформлении документов дорожная полиция не может. Причем документирование должно происходить на месте, а не в подразделении, куда обычно приглашают водителей при незначительном материальном ущербе. На месте ДТП инспектор составляет в том числе протокол или постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела. Нам, конечно, интересен именно последний документ, ведь водитель правил движения не нарушал, а ущерб произошел из-за дефекта покрытия. Проследите, чтобы сотрудники полиции замерили и зафиксировали в соответствующем акте недостатки дорожного покрытия. Если инспектор «забывает» об этом, не поленитесь напомнить ему. Без этого документа в суд обращаться нет смысла – правды не добьетесь. Копию акта выдадут по вашему требованию.

Но и самому пострадавшему стоит подумать о доказательствах. Для этого к материалам необходимо будет приложить фотографии или видеозапись с места аварии. Обязательно должны быть обзорные кадры с привязкой к объектам. Желательно, чтобы они были адресными – километровый столб, дом с конкретным адресом или какой-то приметный элемент дорожной инфраструктуры. Плюс к этому детально снимите все повреждения покрытия и последствия для машины. Но одних фотографий мало. Для обоснования суммы ущерба и причины его появления придется проводить экспертизу. Для этого необходимо обратиться в соответствующее экспертное бюро. На процедуру необходимо пригласить ответчика. Делается это заказным письмом. Явка или неявка его решающего значения не имеет, главное, что он был извещен. Разумеется, договор и чек об оплате услуг эксперта надо сохранить: в конечном счете их тоже оплатит ответчик. Равно как и другие судебные издержки, включая услуги юриста и госпошлину, а также услуги эвакуатора, такси и тому подобное. Теоретически можно присовокупить к этому и требования о компенсации недополученной прибыли, морального ущерба, но здесь уже судебная практика не столько однозначна. В любом случае свои права надо отстаивать.

В суде ответственность за плохое качество дорог обычно несет эксплуатирующая организация

Пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, а значит ГИБДД обязаны его зафиксировать

Дефекты по стандарту

Выявление несоответствия улично-дорожной сети требованиям нормативных актов – это задача Госавтоинспекции. Помимо оформления документов о ДТП, вызванных дорожными дефектами, они обязаны проводить соответствующие надзорные мероприятия: фиксировать недочеты, выдавать предписания на их устранение, контролировать своевременность их выполнения, а за нарушение – наказывать нерадивых дорожников. «Энциклопедия» сотрудника дорожного надзора ГИБДД – это ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Именно этот документ устанавливает минимальные размеры дорожных дефектов, при которых они, собственно, считаются таковыми. Например, отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) должны иметь площадь не менее 0,06 квадратных метра, длину – 15 см, глубину – 5 см. Сюда же относится колея глубиной более 3 см, выступы колодца, решетки дождеприемника или рельса (трамвайного или железнодорожного) более чем на 1 см. Колодцы и решетки водостоков, разумеется, не должны иметь повреждений. В этом же документе есть требования к элементам обустройства дороги, условиям ее зимнего содержания, включая сроки уборки снега, ликвидации гололеда и тому подобное.

Все недостатки дорожного покрытия должны быть обязательно зафиксированы сотрудниками ГИБДД

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пора освободить твой разум Пора освободить твой разум

Отчет о промежуточных итогах жизни и карьеры Тины Канделаки

Tatler
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Открыть в приложении