АЗС по-русски: пиво и вино возвращаются
Правительство РФ поддержало возобновление торговли алкогольными напитками на заправках. Разбираемся, к чему приведет такое решение
Торговать алкогольной продукцией на российских заправках до 2011 года можно было практически свободно. Единственное ограничение, которое действовало, касалось крепости: под запретом были напитки с содержанием спирта свыше. Однако затем полки с алкоголем с заправок убрали. И вот теперь правительство решило их вернуть. Соответствующее решение было принято в сентябре на совещании с участием вице-премьера Дмитрия Козака. Почему же власти вдруг решили отказаться от практики, которая продержалась почти семь лет?
Ударим алкоголем по высоким ценам
Как это ни парадоксально, возможность возврата алкоголя на заправки обсуждалась в контексте... цен на бензин! Не секрет, что весной 2018 года топливо резко подорожало. В ответ на это правительство снизило акцизы, а нефтяники – пообещали не повышать стоимость бензина и дизеля для водителей. Поэтому правительство решило дать нефтяным компаниям еще одну возможность для заработка.
Не секрет, что времена, когда АЗС представляли собой лишь бензоколонку и кассу, давно прошли. Сейчас на станциях можно не только заправить автомобиль, но и, например, выпить кофе, пообедать, купить воды в дорогу и многое другое. Причем если верить экономистам, продажа сопутствующих товаров способна приносить владельцам заправок до 70% прибыли. Разумеется, возврат пива и вина на полки стал бы еще одним очень хорошим подспорьем. А что же нефтяники? А они за это будут стараться и дальше удерживать цены на бензин. Ведь все прекрасно понимают: подорожает топливо – подорожают и многие товары вокруг, в первую очередь – продукты в магазинах, доставка которых осуществляется автомобильным транспортом. Пусть власти и не говорят об этом официально, но правительство ищет компромисс с нефтяниками, опасаясь именно социальных последствий подорожания бензина.
А еще это удобно
Как ни странно, операторы АЗС – не единственные, кто выиграет от разрешения вновь продавать пиво и вино на заправках. Также доходы вырастут у производителей слабоалкогольной продукции. Но не только. Свой «кусочек пирога» наверняка получат и логистические компании, которые будут доставлять продукцию на АЗС. Так что цепочка получается не такой и маленькой, и в ней наверняка появятся и новые рабочие места. А государство в свою очередь выиграет еще и за счет акцизов от продажи алкоголя.
Для простых же граждан главный плюс, безусловно, состоит в удобстве совершения покупок. Сейчас, если человек хочет заправить автомобиль и одновременно купить бутылку пива или вина, ему нужно посещать два разных места – АЗС и магазин. Трата времени получается ощутимой, особенно если покупать напитки в большом торговом центре.
Торговле – да, пьяным за рулем – нет
Нельзя не вспомнить, что, когда власти ввели запрет на продажу пива и вина на АЗС, такое решение выглядело ничуть не менее обоснованным. В качестве основных аргументов называлось два: снижение числа пьяных водителей и борьба со злоупотреблением спиртным вообще. Насчет первого можно с уверенностью сказать: власти промахнулись. По официальной статистике, количество аварий с участием нетрезвых автомобилистов после запрета не уменьшилось. Если в 2010 году, до действия ограничений, было зафиксировано 11 800 таких ДТП, то в 2017 году – почти 15 000. То есть любители ездить подшофе все равно находят способ сесть за руль.
Уверен в ошибочности запрета на торговлю алкоголем на АЗС и координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов. «У нас есть такая национальная черта – предаваться фантазиям и на их базе создавать законопроекты. Одной из таких фантазий было мнение, что если разрешить алкоголь на АЗС, то водитель туда заедет, купит бутылку, тут же ее выпьет и поедет убивать людей», – поясняет Шкуматов, добавляя, что таким автомобилистам ничего не мешает приобрести спиртное и в обычном магазине. Одновременно активист «Синих Ведерок» заметил, что сейчас оптовые цены на бензин выше розничных. По словам Шкуматова, нередко компании-операторы АЗС компенсируют эту разницу банальным недоливом топлива. Возврат алкоголя на АЗС помог бы с этим бороться, поскольку у компаний появляется новый источник дохода. «Мы понимаем, что АЗС деньги не печатают. Они могут работать хоть «в ноль» по бензину, но для этого нужны какие-то побочные доходы – например, магазин. Но он без алкогольной продукции непривлекателен для автомобилистов», – убежден Петр Шкуматов.
Фото: Александр Подшивалов/Фотобанк ЛОРИ; ShutterDivision, kulkann/Fotolia.com; Дмитрий Рогулин/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl