Амстердам возвращает Кандинского: как идет реституция ценностей, изъятых в Холокост
По решению мэра Амстердама музей Стедейлик вернет наследникам еврейского промышленника и коллекционера Левенштейна «Пейзаж с домами» Василия Кандинского, оцененный в €20 млн. За последние полгода европейские музеи вернули наследникам бывших владельцев работы Эгона Шиле, Франца Марка и Макса Пехштейна. Поиски награбленного и суды продолжаются.
В 1920-х годах «Пейзаж с домами» Кандинского приобрел владелец амстердамского завода по производству швейных машин Эммануэль Левенштейн. Он скончался в 1930 году, завещав картину жене. Еще через десять лет полотно выставили на торги, по итогам которых ее купил городской совет Амстердама. Наследники Левенштейна начали предъявлять свои права на Кандинского еще 2013 году, но первое решение Нидерландского комитета по реституции было принято лишь в 2018 году и оказалось отрицательным.
Вызывала вопросы цена приобретения картины (город купил ее за 160 гульденов). Наследники утверждали, что продажа была вынужденной, а реальная стоимость составляла 2000–3000 гульденов. К тому же было неясно, кто именно выступал продавцом, так как на момент аукциона Левенштейны уже покинули страну. В результате комитет сделал вывод, что продажа была вызвана ухудшением финансового положения семьи, начавшегося задолго до оккупации.
В 2020 году решение комитета было поддержано судом Амстердама, постановившим, что музей не обязан ничего возвращать. Принятое осенью 2021 года решение городских властей Амстердама вернуть картину выглядит как акт доброй воли. Artnet приводит цитату из заявления мэра Амстердама Фемке Халсемы и ее заместительницы по вопросам культуры: «Ввиду большой длительности этого процесса и необходимости исправлять ошибки прошлого муниципалитет намерен вернуть работу без дальнейшего вмешательства комитета по реституции».
По мнению Джеймса Палмера, представителя юридической корпорации Mondex, специализирующейся на поиске изъятого во время холокоста: «В таких исках важен ряд факторов: где, когда и как работа была похищена, а также особенности права в конкретной стране. Успех данного дела во многом связан с проведением тщательного расследования: на основе наших доказательств картину должны были вернуть еще в 2018 году. Тогда отказ был частично вызван некорректным применением голландской реституционной политики. Теперь у нас есть прецедент, который поможет корректировать реституционную политику дальше».
Реституция отчужденных во время холокоста культурных ценностей официально началась больше 20 лет назад, когда 3 декабря 1998 года на Вашингтонской конференции по активам эры холокоста 44 страны во главе с США подписали соглашение, касающееся порядка идентификации и реституции произведений искусства, незаконно перемещенных в период Второй мировой войны.
Самой громкой историей реституции стало возвращение «Портрета Адели Блох-Бауэр», написанного Густавом Климтом, наследникам семьи Блох-Бауэр. Семья Адели Блох-Бауэр, скончавшейся от менингита в 1925 году, была вынуждена бежать из Австрии после аншлюса. К тому моменту все имущество сахарозаводчика Фердинанда Блох-Бауэра, мужа Адели, заказчика ее портрета, включая семейный особняк и коллекцию картин, было экспроприировано фашистами. Три работы из собрания отправились в австрийские музеи, остальное было продано на аукционе. «Портрет Адели Блох-Бауэр» более 60 лет вместе с другой работой Климта «Поцелуй» составлял центр экспозиции венского «Бельведера». После многолетних судов 90-летняя племянница Адели, Мария Альтман, с 1942 года проживающая в США, в 2006 году добилась реституции. Наследники тотчас же