Нежелательный матрас: как МВД и «Мужское государство» воюют за чистоту русской нации
Борьба с русофобией достигла новых высот. 30 августа МВД пожизненно запретило въезд на территорию России стендап-комику и гражданину Белоруссии Идраку Мирзализаде за шутку про русских и «матрас в говне». Эта история поражает несоразмерностью наказания нарушению — особенно на фоне ксенофобских атак, которые остаются незамеченными силовиками, считает историк и журналист Сергей Медведев.
Бессрочное наказание
Эта фантастическая история началась 1 марта 2021 года, когда, выступая на YouTube-шоу «Разгоны», Идрак шутил о сложностях, с которым сталкиваются «неславяне» при аренде жилья в Москве. Высмеивая ксенофобию, он усомнился в чистоплотности предыдущих, русских, арендаторов квартиры, которую он снял, и заодно вообще в праве русских на национализм: «Да, это плохо — быть националистом, но французы могут себе это позволить <…> А это кто? Какой-то русский Павел смотрит на меня с претензией».
Несколько месяцев эти высказывания оставались незамеченными, пока вдруг не всплыли на телеканале «Царьград» и в эфире телеведущего Владимира Соловьева. Последовала травля комика, на него напали на улице – ударили по голове и потребовали извиниться. Вскоре на него составили административный протокол о возбуждении ненависти: прокуратура усмотрела в его высказываниях про матрасы «признаки унижения группы лиц, выделенной по национальному признаку, а также пропаганду ее неполноценности», комик был арестован на 10 суток, а теперь последовало и решение МВД.
В этой ситуации поражает как тяжесть и несоразмерность наказания нарушению — закон позволяет объявлять пребывание иностранца на территории России нежелательным «из соображений безопасности» и «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц» — так и его «пожизненный» характер.
Вечные приговоры может раздавать только Вечный Судия, а в случае с Идраком не было даже элементарного суда — при этом решение вступает в силу немедленно, и обжаловать его практически невозможно: судьи, как правило, опираются на мнение силовиков и подготовленные ими же экспертизы. До сих пор такие решения выносились в отношении иностранцев, совершивших особо тяжкие преступления, после их освобождения из колонии, или же тех, кто является носителем опасной инфекции. В последнее время эта норма активировалась: нашумел запрет въезжать на территорию России сроком