Переменные зернового экспорта
Несмотря на непредсказуемые условия работы, на внешние рынки отправлено более 40 млн т зерна
Сезон 2021/22 сложился для участников зернового рынка довольно необычно. Началась спецоперация России на Украине, за ней последовали многочисленные санкции, появились проблемы с логистикой и расчетами. Экспортные цены активно росли, а вместе с ними и пошлина на вывоз. В мире прогнозируется дальнейшее увеличение спроса на зерновые культуры, а в нашей стране — высокий урожай. Это лишь часть факторов, под влиянием которых развивался рынок.
Согласно предварительной оценке Минсельхоза, экспорт зерна из России в сезоне 2021/22 может превысить 37 млн т. Ожидания аналитиков более оптимистичные: Российский зерновой союз (РЗС) прогнозирует, что вывоз перевалит за 42,5 млн т, Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) оценивает объем поставок всех зерновых в 41,3–41,5 млн т, включая 32,3–32,5 млн т пшеницы (без учета муки). Прогноз аналитического центра «Русагротранса» на 1 июня составлял 32,5 млн т пшеницы (с учетом стран ЕАЭС и без муки), а аналитического центра «СовЭкон» в мае — 34,1 млн т. Оценка Иностранной сельскохозяйственной службы Минсельхоза США — 33 млн т пшеницы, что позволит России в очередной раз подтвердить звание крупнейшего мирового экспортера главной зерновой культуры. Однако по сравнению с прошлогодними показателями падение объемов внешних продаж как зерна в целом, так и пшеницы в частности все-таки будет заметным: в 2020/21-м за рубеж было отправлено 50,3 млн т и 38 млн т соответственно.
Несмотря на сокращение поставок, завершившийся сезон для большинства аграриев сложился удачно, комментирует гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. По его данным, сельхозпроизводители получили рекордную, хоть и рублевую, маржу. А вот для экспортеров сельхозгод действительно был крайне нервным. «Маржа то уходила ниже ватерлинии, то на короткое время резко увеличивалась, но потом вновь падала до нуля, — рассказывает эксперт. — Все те параметры сделок, которые раньше принимались за условную константу, превратились в непредсказуемо переменные, поэтому в целом для экспортеров сезон 2021/22 оказался сложным. Неслучайно их ряды сократились».
Неплохие итоги
Из интересных событий ушедшего сельхозгода Рылько выделяет рекордные объемы пшеницы в Иран и Казахстан. Также случился «прорыв» на рынок Саудовской Аравии и Алжира. Ожидается и рекордный экспорт гороха — около 1,4 млн т. Аналогичная история с чечевицей и, возможно, мукой. «Но с последней нужно еще немного подождать. Вероятно, предыдущий рекорд, который был в сезоне 2010/11, не будет побит», — уточнял эксперт в начале июня.
Урожай зерна в 2021 году снизился (до 121,4 млн т со 133,5 млн т в 2020-м), соответственно, уменьшился и экспорт, поясняет вице-президент РЗС Александр Корбут. Впрочем, до тех пор пока не началась специальная военная операция на Украине, вывоз шел в нормальном режиме. «У рынка были опасения, что после масштабных экономических санкций, по сути — объявления блокады России, вывоз провалится глубоко и надолго, но наши экспортеры показали, что умеют действовать эффективно и динамично. И даже в условиях жестких ограничений и задержек с расчетами они сработали вполне достойно», — признает эксперт. Нужно также помнить и о том, что с 15 февраля 2022 года в стране начала действовать квота на экспорт зерновых культур (была введена по 30 июня). Соответственно, больших показателей вывоза по определению быть не могло, считает Корбут. Однако Россия, скорее всего, снова будет первой в мире по экспорту пшеницы, полагает он.
Руководитель направления «Растениеводство» «Центра Агроаналитики» Рудольф Булавин называет итоги сезона 2021/22 неплохими как для аграриев, так и для экспортеров. По его словам, выручка от продажи зерна и теми, и другими увеличилась по причине роста цен, даже если в отдельных случаях было снижение реализации в натуральном выражении. Но затраты на производство зерна и логистические услуги тоже выросли, напоминает он.
Оценка эксперта по объемам продаж зерна за рубеж в сезоне 2021/22 превышает 37 млн т, в том числе пшеницы — 30,6 млн т, ячменя — 3,5 млн т (6,3 млн т в 2020/21-м), кукурузы — 3,2 млн т (4,2 млн т). Это будет хороший результат с учетом текущей мировой ситуации, делает вывод Булавин. «Основной объем продукции традиционно вывозится в первой половине сезона. Исключение составляет кукуруза, для которой зерновой год длится с сентября по август, — напоминает он. — А у нас с февраля по июнь включительно была введена квота на экспорт всего зерна в размере 11 млн т, на пшеницу — в 8 млн т». Кроме того, с 15 марта до 30 июня правительство России ввело временный запрет на вывоз зерновых в страны ЕАЭС. Отчасти эти факторы (ограничения поставок основных зерновых), а также хороший валовой сбор и благоприятная мировая конъюнктура способствовали увеличению отгрузок зернобобовых — до 1,63 млн т (1,23 млн т в 2020/21-м), добавляет Булавин.
Сами участники рынка говорят, что ситуация в сезоне 2021/22 складывалась для бизнеса не очень хорошо. Так, «СИНКО Трейд» (Поволжье) отправила за рубеж всего 6 тыс. т гороха и примерно по 10 тыс. т нута и масличного льна, сообщает менеджер трейдинговой компании Норайр Мнацаканян. «Все это было еще осенью, до санкций, усугубления логистических проблем и введения экспортных пошлин на лен, — говорит он. — Пшеницы, ячменя и кукурузы за границу, в отличие от предыдущих сезонов, не было продано ни тонны».
Гендиректор агрофирмы «Прогресс» (Краснодарский край) Александр Неженец затрудняется в полной мере оценить ушедший сельхозгод, так как зерно компания продала еще в прошлом году, с июля по декабрь, и потому напрямую не столкнулась с появившимися во второй половине сезона рисками. Руководитель надеется, что вопросы, которые сейчас являются проблемными: страховка, прием в портах, фрахт кораблей и другие, решатся. «Понимаю одно — быстро зерно нового урожая в текущем году продавать не будем, — акцентирует внимание руководитель. — Во-первых, это связано с курсом рубля, мы ожидаем, что он ослабнет чуть позже, к августу, во-вторых, к этому времени увидим, как будут складываться дела в целом».