Оппозиты. С поршнями нараспашку
Второе занятие нашей Академии посвящено, пожалуй, самому интересному, что есть у японского бренда — его двигателям
У каждой марки есть свой ангел-хранитель и по совместительству страж традиций. Есть и свой персональный демон-искуситель, провоцирующий создателей новых моделей на эксперименты. Конечно, с точки зрения получения прибыли проще было бы без них—претворяй себе в жизнь проверенную бизнес-модель, штампуй одинаковые железки да снимай заветный процент. Но, представьте себе, даже у прожжённых автопромышленников есть душа, мечущаяся между чёрным и белым, и если говорить о марке Subaru, то, похоже, души всех сотрудников заодно с ангелами и демонами объединяет одна замечательная идея—все они дружно тяготеют к красивой инженерной истории. И чем более сложный узел создают, тем сильнее верят в незыблемость своей идеологии. Поразительно, но именно это позволяет созвездию Subaru сиять совершенно особенным блеском среди тысяч звёзд автомобильной вселенной. Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдёт о знаменитых субаровских двигателях.
Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что в самом слове «оппозит» скрыта музыка мотора, работающего не так, как остальные. Здесь и характерный чуть стрекочущий выхлоп, и звук, который знатоки легко отличат от всех прочих. Часто мотор называют иностранным словом «боксер», хотя параллели с видом спорта тут вряд ли уместны. Конечно, есть двигатели, где поршни и вправду почти колотят друг друга, но, чтобы представить себе классический оппозит, лучше заставить боксёров плотно прижаться спина-ми и молотить в окружающее пространство. А теперь вдобавок уложите спортсменов на бок и получите упрощённую модель мотора. Четыре руки, попарно распростёртые в стороны—это шатуны с поршнями самого обычного четырёхцилиндрового мотора Subaru серий FA и FB. Если вам захочется таким же образом смоделировать шестицилиндровые EA, EJ, EZ или дизельный EE, то вместо обычных боксёров придётся использовать трёхруких, только и всего. Впрочем, хватит параллелей и ассоциаций.
Что действительно здорово в таких моторах, так это то, что коленвал у них расположен точно по цен-тру, а не снизу, как у остальных. А значит, вся масса снующего туда-сюда железа в виде поршней и шатунов распределена поровну справа и слева, да к тому же движется синхронно. Стало быть, в оппозитном моторе эти движения компенсируют друг друга и, не вдаваясь в тонкости ускорений первого и второго порядка, почти взаимоуничтожаются. А это значит, что тяжёлых балансиров, уравновешивающих валов и прочего напрасно вращающегося железа в них нет. От этого меньше внутренние потери и лучше приёмистость. Неслучайно моторы такой компоновки до сих пор используются в «Формуле-1»,