Почему при динамике роста положение АвтоВАЗа остается шатким?

МонокльАвто

«Лада»: разгон с риском заноса

АвтоВАЗ отчитался о существенном росте производства и рекордных показателях за последние десять лет. Однако снижение доли рынка ведущего российского автопроизводителя и недостаточно быстрое обновление модельного ряда вызывают тревогу

Алексей Грамматчиков

Главная новинка АвтоВАЗа – модель Lada Iskra (на фото) будет запущена в производство в марте текущего года, а первые машины доедут до покупателя в июне. Петр Ковалев/ТАСС

АвтоВАЗ закончил ушедший год с красивой цифрой: 525 525 выпущенных автомобилей Lada — на 40% больше, чем в 2023 году, и рекордный показатель за последние десять лет. Об этом на официальной пресс-конференции заявил президент компании Максим Соколов. «Это был год, когда наша команда окрепла, мы смогли восстановить производство нашего модельного ряда, начали его обновлять», — заявил топ-менеджер.

Высокие показатели тольяттинского предприятия в 2024 году стали продолжением восходящего тренда 2023 года. Ранее выпуск автомобилей на АвтоВАЗе рухнул почти вдвое — с 391 тыс. единиц в 2021 году до 208 тыс. в 2022-м. Но затем компания смогла нарастить производство и в прошлом году, сохранив разгонную динамику, уверенно прошла полумиллионную отметку (см. график 1). Впрочем, с конвейера АвтоВАЗа и в 2014, 2017 и 2018 годах сходило более полумиллиона автомобилей, но с учетом выпуска машин других брендов (Renault, Nissan, Datsun), а сейчас рекорд принадлежит исключительно марке Lada.

Сразу после начала СВО ведущий российский автопроизводитель оказался в сложном положении. Попав в санкционные списки, АвтоВАЗ в одночасье лишился поставок компонентов из недружественных стран. На пресс-конференции был продемонстрирован слайд, согласно которому в мае 2022 года даже у такой массовой отечественной модели, как Lada Granta, было почти 20% импортных деталей. Зависимость марки Lada Vesta от зарубежных комплектующих составляла 25%, Lada Largus — почти 50%.

Но за два года АвтоВАЗ сумел найти альтернативных поставщиков, в основном китайских и российских. Руководство утверждает, что уровень локализации автомобилей Lada сейчас в среднем составляет 95%. «Мы достигли технологического суверенитета. Даже если нажмут кнопку отключения зарубежных поставок, завод сможет по-прежнему производить автомобили», — заявил Максим Соколов.

При этом эксперты признают, что с изменением схем поставок качество выпускаемых в Тольятти машин не снизилось. Да, у наблюдателей и клиентов иногда возникают претензии к работе новых машин, но сбои не носят массового характера и обычно оперативно устраняются производителем или официальными дилерами.

Три главные модели

Но даже при такой динамике роста положение АвтоВАЗа можно назвать шатким. Основная проблема предприятия заключается в том, что ему приходится осваивать рынок с помощью ограниченного модельного ряда. Потребителю, по сути, предлагаются всего три модели Lada. И это очень мало: например, китайские бренды для освоения российского рынка обычно формируют линейку из 10–15 моделей.

Самая массовая из представленных сейчас на рынке машин Lada — устаревшая Granta, которая по итогам прошлого года разошлась тиражом 205,6 тыс. экземпляров, привлекая покупателей прежде всего доступной ценой. Вторая модель, Lada Vesta, уже более современная и вместительная, но и более дорогая; ее продажи составили 123,4 тыс. Третьим наиболее востребованным продуктом компании стали машины семейства Niva, их в 2024 году купили 100,8 тыс. Половина из этого числа (49,5 тыс.) — модель Niva Legend, которая выпускается без принципиальных изменений вот уже полвека. Вторая половина (51,3 тыс.) — Niva Travel, тоже весьма немолодое наследие былого сотрудничества с американской General Motors: машина представляет собой перелицованную копию автомобиля Chevrolet Niva, выведенного на рынок 23 года назад. В арсенале тольяттинского завода есть еще компактвэн Lada Largus, запущенный в производство в 2012 году при участии концерна Renault. Но продажи этой модели пока погоды не делают: в прошлом году было раскуплено всего 22,2 тыс. штук.

В итоге АвтоВАЗ сумел в 2024 году занять 27% отечественного автомобильного рынка. В разрезе последнего десятилетия это неплохой результат: например, в 2013-м и 2014-м компания удерживала только 16% рынка. Но все же доля предприятия впервые за последние годы снизилась (см. график 2). На пресс-конференции руководство компании объяснило такое сокращение бурным ростом российского рынка, которое оказалось неожиданным для волжского предприятия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола 6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола

Неужели высокий уровень гормона стресса — распространенная проблема?

ТехИнсайдер
Затопленное химическое оружие Второй мировой. Опасно ли оно? Затопленное химическое оружие Второй мировой. Опасно ли оно?

Впервые о химическом оружии узнали 22 апреля 1915 года

Наука и техника
Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч

Дэвид Линч был человеком без возраста и с особым чувством юмора

СНОБ
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Вопрос длины: как правильно подшить брюки Вопрос длины: как правильно подшить брюки

Рассказываем, как самостоятельно подшить вещь в домашних условиях

VOICE
Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки

Девять признаков «высокофункциональной тревожности»

Maxim
Упереться в «бумажный потолок»: как отсутствие диплома мешает людям строить карьеру Упереться в «бумажный потолок»: как отсутствие диплома мешает людям строить карьеру

Как «бумажный потолок» ограничивает таланты и амбиции людей

Forbes
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор» Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор»

Евгений Цыганов — о Мастере и своей роли рефлексирующего сноба

Ведомости
Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир

Палеогенетики прочитали ДНК четырех человек на памятнике Лепенски-Вир

N+1
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год

Кто и почему хочет ничего не покупать в течение всего года

Правила жизни
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
Налоговый вычет за обучение в автошколе: можно ли и как его получить Налоговый вычет за обучение в автошколе: можно ли и как его получить

Какие документы потребуются для того, чтобы вернуть деньги за учебу в автошколе?

РБК
Вредные советы Вредные советы

Какие ошибки способны превратить романтический вечер в кошмар?

Лиза
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
Меланжевые войны Меланжевые войны

Выгодно ли превращать ресурсы в оружие

N+1
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Крещение Крещение

Крещение: история светлого праздника (и при чем тут обряд купания в проруби)

Лиза
Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет? Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет?

Почему цвет фонарей на улицах не меняют уже столько лет?

ТехИнсайдер
Как победить прокрастинацию Как победить прокрастинацию

Не можете избавиться от привычки откладывать дела на потом?

ТехИнсайдер
Папу в детскую! Папу в детскую!

Что делать, если твой муж все время пытается увильнуть от роли отца?

Лиза
Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины

Футуристические идеи о летающем транспорте могут обрести материальную форму

ТехИнсайдер
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев

Генетики проанализировали ДНК больше ста представителей группы рауте

N+1
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Открыть в приложении