Почему при динамике роста положение АвтоВАЗа остается шатким?

МонокльАвто

«Лада»: разгон с риском заноса

АвтоВАЗ отчитался о существенном росте производства и рекордных показателях за последние десять лет. Однако снижение доли рынка ведущего российского автопроизводителя и недостаточно быстрое обновление модельного ряда вызывают тревогу

Алексей Грамматчиков

Главная новинка АвтоВАЗа – модель Lada Iskra (на фото) будет запущена в производство в марте текущего года, а первые машины доедут до покупателя в июне. Петр Ковалев/ТАСС

АвтоВАЗ закончил ушедший год с красивой цифрой: 525 525 выпущенных автомобилей Lada — на 40% больше, чем в 2023 году, и рекордный показатель за последние десять лет. Об этом на официальной пресс-конференции заявил президент компании Максим Соколов. «Это был год, когда наша команда окрепла, мы смогли восстановить производство нашего модельного ряда, начали его обновлять», — заявил топ-менеджер.

Высокие показатели тольяттинского предприятия в 2024 году стали продолжением восходящего тренда 2023 года. Ранее выпуск автомобилей на АвтоВАЗе рухнул почти вдвое — с 391 тыс. единиц в 2021 году до 208 тыс. в 2022-м. Но затем компания смогла нарастить производство и в прошлом году, сохранив разгонную динамику, уверенно прошла полумиллионную отметку (см. график 1). Впрочем, с конвейера АвтоВАЗа и в 2014, 2017 и 2018 годах сходило более полумиллиона автомобилей, но с учетом выпуска машин других брендов (Renault, Nissan, Datsun), а сейчас рекорд принадлежит исключительно марке Lada.

Сразу после начала СВО ведущий российский автопроизводитель оказался в сложном положении. Попав в санкционные списки, АвтоВАЗ в одночасье лишился поставок компонентов из недружественных стран. На пресс-конференции был продемонстрирован слайд, согласно которому в мае 2022 года даже у такой массовой отечественной модели, как Lada Granta, было почти 20% импортных деталей. Зависимость марки Lada Vesta от зарубежных комплектующих составляла 25%, Lada Largus — почти 50%.

Но за два года АвтоВАЗ сумел найти альтернативных поставщиков, в основном китайских и российских. Руководство утверждает, что уровень локализации автомобилей Lada сейчас в среднем составляет 95%. «Мы достигли технологического суверенитета. Даже если нажмут кнопку отключения зарубежных поставок, завод сможет по-прежнему производить автомобили», — заявил Максим Соколов.

При этом эксперты признают, что с изменением схем поставок качество выпускаемых в Тольятти машин не снизилось. Да, у наблюдателей и клиентов иногда возникают претензии к работе новых машин, но сбои не носят массового характера и обычно оперативно устраняются производителем или официальными дилерами.

Три главные модели

Но даже при такой динамике роста положение АвтоВАЗа можно назвать шатким. Основная проблема предприятия заключается в том, что ему приходится осваивать рынок с помощью ограниченного модельного ряда. Потребителю, по сути, предлагаются всего три модели Lada. И это очень мало: например, китайские бренды для освоения российского рынка обычно формируют линейку из 10–15 моделей.

Самая массовая из представленных сейчас на рынке машин Lada — устаревшая Granta, которая по итогам прошлого года разошлась тиражом 205,6 тыс. экземпляров, привлекая покупателей прежде всего доступной ценой. Вторая модель, Lada Vesta, уже более современная и вместительная, но и более дорогая; ее продажи составили 123,4 тыс. Третьим наиболее востребованным продуктом компании стали машины семейства Niva, их в 2024 году купили 100,8 тыс. Половина из этого числа (49,5 тыс.) — модель Niva Legend, которая выпускается без принципиальных изменений вот уже полвека. Вторая половина (51,3 тыс.) — Niva Travel, тоже весьма немолодое наследие былого сотрудничества с американской General Motors: машина представляет собой перелицованную копию автомобиля Chevrolet Niva, выведенного на рынок 23 года назад. В арсенале тольяттинского завода есть еще компактвэн Lada Largus, запущенный в производство в 2012 году при участии концерна Renault. Но продажи этой модели пока погоды не делают: в прошлом году было раскуплено всего 22,2 тыс. штук.

В итоге АвтоВАЗ сумел в 2024 году занять 27% отечественного автомобильного рынка. В разрезе последнего десятилетия это неплохой результат: например, в 2013-м и 2014-м компания удерживала только 16% рынка. Но все же доля предприятия впервые за последние годы снизилась (см. график 2). На пресс-конференции руководство компании объяснило такое сокращение бурным ростом российского рынка, которое оказалось неожиданным для волжского предприятия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us

Что именно выделяет «Одних из нас» на фоне других сериалов на подобную тематику

Правила жизни
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Своей иранской тропой Своей иранской тропой

Современный Иран надеется сохранить государство и суверенитет

Монокль
Пора и Soueast знать Пора и Soueast знать

Прикатились кроссоверы Soueast. Что они такое? Кому такие?

Автопилот
Изобретая наследие Изобретая наследие

Как экономика впечатлений меняет российские города

Эксперт
Малая и средняя конкуренция Малая и средняя конкуренция

Субъекты малого и среднего бизнеса видят усиление конкуренции. Итоги мониторинга

Ведомости
Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке

Как поддерживать чистоту после своей собаки, не нанося вреда окружающей среде?

Inc.
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
Секаторы на пенсию: топ-5 аккумуляторных кусторезов 2025 года Секаторы на пенсию: топ-5 аккумуляторных кусторезов 2025 года

Как выбрать аккумуляторный кусторез для сада?

CHIP
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму

Как избежать «семейных» конфликтов на работе

Forbes
Корней Чуковский Корней Чуковский

Корней Чуковский — литературный гений, полный противоречий

Дилетант
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком

Егор Турчинский, Кирилл Павлов: можно ли сегодня зарабатывать на клубном бизнесе

Forbes
ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться

Как интерес ФНС к числу самозанятых поменяет бизнес-модель цифровых платформ?

Монокль
История 6 соток История 6 соток

Когда появилось такое явление, как дача? Кого можно считать первым дачником?

Лиза
Самый красивый кулич – у меня Самый красивый кулич – у меня

Как украсить кулич, чтобы он стал настоящим шедевром на праздничном столе?

Лиза
Жизнь по своему коду: как понять свою истинную природу и перестать подстраиваться Жизнь по своему коду: как понять свою истинную природу и перестать подстраиваться

Как достичь внутренней свободы и начать жить в согласии с собой

VOICE
52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор» 52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор»

Как проходил эксперимент по самому длительному пребыванию акванавтов под водой

ТехИнсайдер
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Деньги на дорогах Деньги на дорогах

Как растут штрафы для автомобилистов

Деньги
Открыть в приложении