11 полнометражных фильмов Кристофера Нолана (включая «Довод») от худшего к лучшему, от тьмы — к звездам
Долгожданный "Довод" — повод вспомнить всю фильмографию Кристофера Нолана. Но, расставляя его полнометражные картины от «худшей» (такой просто нет) к лучшей (такая, кажется, есть), мы не преследовали цель ставить оценки. Нелинейное повествование — основа метода режиссера. Каждый из фильмов Нолана — механические часы, которые почти все время врут, чтобы один раз сказать зрителю сокрушительную правду. Расставляя его ленты особым образом, мы специально нарушаем хронологический порядок их выхода. И теперь нам самим интересно: получится ли рассказать цельную историю о режиссере, подражая его отношениям со временем?
11«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
Сумбур в сюжете последней части трилогии Нолана о “Бэтмене” случился, кажется, из-за нежелания автора повторяться, неготовности к игре без риска. После успеха “Темного рыцаря” и смерти Хита Леджера студия Warner Bros. настаивала на клонировании образа Джокера. И предлагала в качестве злодея Загадочника, а в качестве актера, который его сыграет, — Леонардо ДиКаприо. Но Нолану в этом театре теней было бы скучно — поэтому он сделал ставку на анархиста Бэйна, животное с идеологией, монстра с чувством собственной правоты. Годы спустя Бэйна будут цитировать в своих речах Дональд Трамп и противники движения Black Lives Matter. Но в 2012 году, когда фильм вышел, ему не повезло оказаться на соседних страницах истории с движением Occupy Wall Street. И Бэтмен, который стремился всех защитить, вдруг оказался не другом молодежи (как “Мстители”), а союзником скучных и дряхлых консерваторов-правых. Критики, всегда считавшиеся сторонниками Нолана, фильм разгромили. Но дело, конечно, было не только в нечаянном политическом окрасе картины (кому вообще до него есть дело?): сюжет оказался сумбурным и претенциозным, как последнее слово в суде, а актеры — даже такие блестящие, как Марион Котийяр, — словно бы были предоставлены сами себе.
10«Бессонница» (2002)
Третий полный метр в фильмографии Нолана, предшественниками которого были бюджетное, но изобретательное “Преследование”, снятое в Англии, и сенсационный “Помни”, открывший для режиссера Америку. Как это часто бывает с появившимися из ниоткуда вундеркиндами, Нолану тут же предложили огромный бюджет, лучших звезд (Аль Пачино и Робина Уильямса) и чужой (а ведь он привык писать с братом!) сценарий. Причем материал был вторичен вдвойне: в основе рукописи американки Хиллари Сайц лежал одноименный норвежский триллер 1997 года со Стелланом Скарсгардом. Продюсером фильма выступил Стивен Содерберг, сыгравший большую роль в продвижении “Помни” (см. ниже). Но он не поддержал Кристофера и Джонатана Нолана, когда они захотели сами написать сценарий. Результат — фильм с сильнейшими актерскими работами, искусной режиссурой и редким для Нолана нарастанием напряжения. Но с историей, которую зритель забывает почти моментально. Зато киноманам, привыкшим смотреть фильмы ночи напролет, наверняка понравится, как Нолан и Аль Пачино превращают чувство бессонницы в вязкую систему координат. Эти люди видят мир как мы, а мы — как они. И за это фильму простишь что угодно.
9«Преследование» (1999)
Герой дебютного фильма Кристофера Нолана — молодой писатель, который не знает, о чем писать, и, чтобы прогнать из своей жизни пустоту, принимается следить за людьми на улице. Один из них, по имени Кобб (как у персонажа ДиКаприо в “Начале”), овладевает его воображением так сильно, что герой начинает ему подражать. Теперь, спустя двадцать лет, первая история Нолана кажется чуть ли не автобиографической. Ведь Нолан в каком-то смысле собрание всех клише, из которых складываются истории успеха. Режиссер-самоучка, постигавший ремесло по чужим фильмам. Дальтоник, задавший своим историям определенный цветовой и эмоциональный диапазон. Левша, который все делает не так, как другие. Фанат пленки, который впоследствии окажется самым упрямым из динозавров — и продолжит оставаться коммерческим автором, пока другие (Спилберг, Земекис) будут ломать голову, как адаптироваться в новом мире. В “Преследовании” Нолан — не только сам себе режиссер, но и оператор и продюсер. А съемки растягивается на год, потому что абсолютно у всех участников, кроме Нолана, есть постоянная офисная работа. Но поражает скорость, с которой дебютант превращается из неуверенного подражателя в спокойного хранителя традиций. Объект преследования в “Преследовании” — не нуар; чужого Нолану, как выяснится, не надо. Упрямый новичок пытается ухватить саму суть кино как искусства гипноза. И даже без скидок, которые обычно полагаются дебютантам, ему это удается.