Доктор филологических наук Максим Кронгауз рассуждает о судьбе русского мата

Наука и жизньКультура

Мат: посмотрим в корень

Светлана Гурьянова, филолог, автор блога @istoki_slova

Доктор филологических наук Максим Анисимович Кронгауз

Сотни лет в русском языке существовали жёсткие ограничения на использование ненормативной лексики — мата. Но в последние десятилетия мы могли наблюдать, как из словосочетания «ненормативная лексика» постепенно исчезала приставка «не». О том, как это происходило и что придёт на смену старым языковым запретам, рассказывает доктор филологических наук Максим Кронгауз, автор научно-популярных бестселлеров «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель Олбанского». Беседу ведёт Светлана Гурьянова.

Случилось самое страшное: мы теряем наше национальное достояние, наш русский мат. Из книги «Русский язык на грани нервного срыва» М. А. Кронгауза

— Максим Анисимович, вправе ли мы говорить о том, что сфера употребления мата сейчас уже не так строго ограничена, как раньше?

— Тема мата делит любую аудиторию, где мне приходится выступать, как, впрочем, и всё наше общество, на две части — на тех, кто рад употреблению мата (это для них равносильно ощущению свободы), и тех, кто по-прежнему относится к этой лексике крайне негативно. Понятно, что мат столетиями использовался в русском языке, но всё-таки существовали довольно жёсткие «заборы»: в публичной речи мат был категорически невозможен, в городской образованной среде он использовался с большими ограничениями, и, конечно, общение взрослых с детьми исключало обсценную лексику... А потом мат вырвался из своего «загончика». Часть общества восприняла свободу как отказ от всех правил, в том числе от правил-запретов, и мат стали использовать там, где он раньше был запрещён. В частности, мат появился в газетах, как художественный приём стал активно использоваться в театре — к примеру, в знаменитом спектакле Василия Сигарева «Пластилин». Кино, а потом и телевидение тоже допустили употребление мата. Приходится признать, что 90-е годы стали в этом смысле временем перелома.

— И как вы к этому относитесь?

— Я рос в семье, где использование мата было невозможно, и, соответственно, воспитание наложило отпечаток на моё восприятие. Но я жил эти тридцать лет в России, так что мои уши к мату тоже привыкли. Однако мне неприятно, когда в моё пространство, иду ли я по университетскому коридору или сижу в кафе, врывается мат — хоть и без всякой дополнительной идеи меня оскорбить. Я всё равно воспринимаю мат как выражение агрессии.

— Можно ли кратко объяснить, в чём специфика мата?

— Матерные корни изначально относятся к одной тематической области: они связаны с половыми признаками или половым процессом. Случайность или произвольность их выбора очевидна, потому что мы можем легко назвать какие-то синонимичные слова, которые никоим образом не запрещены — не табуированы. Но именно определённые корни находятся в нашей культуре под некоторым запретом: нельзя в принципе произносить соответствующие звуки, даже если ты, например, просто цитируешь эти слова или разбираешь как лингвистический пример.

Говоря о специфике мата, важно уточнить, в каком аспекте мы рассматриваем эти слова: в синхронном, имея в виду их функционирование сейчас, или в диахронном, то есть историческом. В синхронном аспекте их особенность состоит в том, что запрет распространяется на произнесение матерных корней во всех словах, даже в тех, которые имеют другое значение, находящееся вне половой сферы. А в диахронном аспекте очевидно, что речь идёт прежде всего о запрете культурном, запрете на темы разговора. Тема половых отношений, половых признаков в русской культуре долгое время — пожалуй, вплоть до последних десятилетий — была под строгим запретом. И этот культурный, тематический запрет и предопределил запрет лексический.

Если мы посмотрим на какие-то синонимы и квазисинонимы, то до последнего времени они в русском языке были довольно специфичны. Существуют медицинские термины, но они тоже довольно неловкие, и в советское время их практически не произносили. Знаменитый мем «в СССР секса нет», по сути, именно о невозможности нейтрального разговора о сексе, потому что сам-то секс, конечно, был. Но разговор о нём возможен был только низкий, поэтому и существует довольно большое количество бранных слов, связанных с этой темой, такова специфика этой области. Интересно, что и здесь рождаются мифы — например, о том, что матерные — это заимствованные слова. Но современные исследования показывают, что все они славянского происхождения, то есть исконные.

Или вот другой миф — что матерных корней всего четыре. Решение Роскомнадзора объявить запретными четыре слова, конечно, интересное, но в русском языке матерных корней явно больше. Даже если мы говорим о распространённых, частотных корнях, то их, в общем, пять. Но есть ещё редкие, тоже очень интересные слова, которые активно обсуждаются лингвистами. Какие-то из них уже забыты, а какие-то даже не опознаются как мат. Так что у матерной лексики нет строгих границ.

От лингвистов часто требуют самых решительных мер против брани, вплоть до полного запрета. Увы, брань запретить нельзя. Она есть во всех языках и, значит, для чего-то человеку нужна, ну хотя бы для выражения негативных эмоций. «Русский язык на грани нервного срыва».

— И ведь эти границы размываются ещё и за счёт «приличных» слов-эвфемизмов?

— Да, ещё одна интересная проблема, связанная с матом, — проблема эвфемизации как процесса и су´дьбы эвфемизмов. Некоторые из них входят в русский язык и даже перестают ощущаться как эвфемизмы.

Я могу привести два примера. Первый — слово «фиг» («послать кого-то на фиг»). Это эвфемизм матерного слова, тоже трёхбуквенного, и сейчас он вполне употребим. Мой отец на него реагировал очень болезненно, а вот моё поколение уже использовало его свободно: я его употреблял, не имея в виду, что оно связано с матерной формой. То есть оно как бы оторвалось от исходника.

На наших глазах примерно то же самое произошло со словом «блин», которое являлось эвфемизмом похожего по звучанию матерного слова, но сегодня «блин» употребляют все, не связывая с матерным аналогом. Теперь это скорее маркер «свойскости». 

А некоторые из эвфемизмов, наоборот, сами приобретают ограничения, то есть фактически приближаются к матерной группе: в частности, замена того же трёхбуквенного матерного слова с помощью названия буквы Х в старославянском языке. Оно воспринимается как табуированное, хотя прямого запрета на употребление этого слова и однокоренных слов нет. Например, мой учитель Андрей Анатольевич Зализняк любил иногда шокировать аудиторию, произнося глагол «похерить».

— То есть «зачеркнуть крест-накрест»?

— Да, зачеркнуть буквой Х. Этот глагол не табуирован, а ведь основное свойство матерных корней в том, что их нельзя произносить во всех словах.

Впрочем, тот же эвфемизм, о котором я только что говорил, сегодня употребляется гораздо легче в речи молодых людей. Он будто бы тоже вышел из табуированной «зоны бедствия» и используется примерно так же, как другой эвфемизм — слово «хрен». Он сначала, в течение нескольких веков, табуировался, но, похоже, нынешняя эпоха его растабуирует.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сложная судьба электрокультуры Сложная судьба электрокультуры

Тернистый и извилистый путь развития электрокультуры

Наука и жизнь
У Microsoft появится новый конкурент: будущее Chrome OS У Microsoft появится новый конкурент: будущее Chrome OS

Что за новая система — Chrome OS?

CHIP
План спасения План спасения

Если вам кажется, что мир обречен и ничего уже не исправить, вы не одиноки

Вокруг света
5 хитростей бега: как правильно начать заниматься 5 хитростей бега: как правильно начать заниматься

Как бегать без вреда для здоровья?

Популярная механика
Умные вещи века Умные вещи века

10 переизобретений, без которых ты раньше отлично жил, но теперь – не сможешь

Maxim
Ветер повернул стрелку внутреннего компаса дрозофил Ветер повернул стрелку внутреннего компаса дрозофил

Внутренний компас дрозофил учитывает направление ветра

N+1
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Совет от Cosmo: что делать, если начальник позволяет себе на тебя кричать Совет от Cosmo: что делать, если начальник позволяет себе на тебя кричать

Как разобраться с шефом-самодуром?

Cosmopolitan
Лесные девицы — черницы и голубицы Лесные девицы — черницы и голубицы

Чем так примечательны голубика и черника

Наука и жизнь
Во всех красках Во всех красках

Основные цветотипы волос, на которые ориентируются при выборе нового цвета

Лиза
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
10 самых глупых рекордов, которые никто не собирается побивать 10 самых глупых рекордов, которые никто не собирается побивать

Если решишься побить их все, то быстрее заработаешь Премию Дарвина.

Maxim
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Судьба антидота Судьба антидота

Редкие люди невосприимчивы к змеиному яду. Как это возможно?

Вокруг света
Хвастунов я очень не люблю! Хвастунов я очень не люблю!

DJ Катя Гусева не открыла три своих тайных желания и самую страстную мечту

Playboy
«Скоро прилетят трафмольгорцы и заберут меня с собой»: Евгений Чичваркин и его «боевая подруга» о совместном бизнесе, эмиграции и самоизоляции «Скоро прилетят трафмольгорцы и заберут меня с собой»: Евгений Чичваркин и его «боевая подруга» о совместном бизнесе, эмиграции и самоизоляции

Евгений Чичваркин и Татьяна Фокина о ресторанном бизнес в Лондоне

Forbes
Владислав Листьев Владислав Листьев

Правила жизни телеведущего и журналиста Владислава Листьева

Esquire
Они не изменят, не обидят Они не изменят, не обидят

Любимые четвероногие друзья русских писателей и поэтов

Наука и жизнь
Пройдя под парусом проливом Дрейка… Пройдя под парусом проливом Дрейка…

Зрелище надвигающегося штормового заряда из пролива Дрейка завораживает

Наука и жизнь
Дивный водный мир Дивный водный мир

Водный Петербург — это внутренняя империя со своими правителями и активистами

Собака.ru
Верные слуги короля Верные слуги короля

С XVII века королевские мушкетёры стали привилегированными войсками

Дилетант
Почему ты не можешь получить работу своей мечты? 6 возможных причин Почему ты не можешь получить работу своей мечты? 6 возможных причин

Найти новое место работы иногда бывает непросто

Playboy
Почему «Лиза Алерт» не всегда принимается за поиск пропавших Почему «Лиза Алерт» не всегда принимается за поиск пропавших

Одна из глав книги «Найден, жив! Записки о поисковом отряде “Лиза Алерт”»

СНОБ
«Четыре квадранта конформизма». Прочитайте новое эссе основателя Y Combinator Пола Грэма «Четыре квадранта конформизма». Прочитайте новое эссе основателя Y Combinator Пола Грэма

Пол Грэм о типах людей — от «агрессивных стукачей» до «послушных овец»

Inc.
4 простых шага к экологичному образу жизни 4 простых шага к экологичному образу жизни

Чтобы начать вести экологичный образ жизни, не нужно пускаться во все тяжкие

Seasons of life
Угоны в России: машины увозят прямо из автосервисов Угоны в России: машины увозят прямо из автосервисов

Как пропадают автомобили и как их защитить

РБК
Новая роскошь Новая роскошь

Современный респектабельный интерьер с предметами мебели от люксовых брендов

SALON-Interior
Химики сделали конденсаторы из кирпичей Химики сделали конденсаторы из кирпичей

Химики из США превратили красный кирпич в подложку конденсатора

N+1
Отпусти меня Отпусти меня

Трудно сказать, у кого период адаптации к детскому саду и школе проходит сложнее

Cosmopolitan
КПП “Мерседеса” сорвала план солдата из США по угону немецкого такси КПП “Мерседеса” сорвала план солдата из США по угону немецкого такси

Военный из США попытался угнать “Мерседес” таксиста, но не справился с его КПП

Популярная механика
Открыть в приложении