Школа далеко, школа рядом
Что приобрести к 1 сентября, набор тетрадей или качественный планшет? Мы не знаем ответа на этот вопрос. Но уверены: дистанционное образование будет развиваться. А значит, уроки прошлого школьного года еще пригодятся.
Как будет выглядеть процесс обучения, когда дети вернутся в школу в сентябре? Сотрудники ведомств, ответственных за образование, уверяют: школа со звонками, переменами и перекличками останется с нами навсегда. Но родители все равно переживают: а что, если осенью случится вторая волна эпидемии? К тому же в стране планируют расширять возможности онлайн-образования… Мы не можем предсказать будущее, но можем осмыслить опыт дистанционного обучения, полученный прошлой весной. Почему одним семьям категорически не подошел «удаленный» формат, а другие задумались о том, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение? Выясняем вместе с экспертами.
На две ставки
Поначалу и дети, и родители отнеслись к дистанционному обучению с любопытством и энтузиазмом. Первым понравилось, что не нужно рано вставать и носить форму. Вторым – что можно понаблюдать за тем, как ведут себя учителя и ученики на самом деле. Ведь открытые уроки в школах часто отрепетированы и не похожи на то, что происходит в повседневности.
«Мои ученики сначала воспринимали происходящее как игру, – рассказывает учитель русского языка и литературы Инесса Жаворонок. – Но когда оказалось, что онлайн-обучение предполагает такие же требования и оценки, как и обычные уроки в классе, их интерес начал снижаться».
И если в школе ученик под строгим взглядом учителя вряд ли осмелится не сдать тетрадь с контрольной, то дома, когда никто не следит, у многих появился соблазн не сделать задание вовремя, схитрить: что-то не сработало, файл не прикрепился... «Учителя стали гораздо больше общаться с родителями, сообщать, как дела у их детей: «Домашнее задание не готово, тест не сдан…» – рассказывает Инесса Жаворонок. Поэтому родителям пришлось стать менеджерами собственных детей: настраивать приложения для конференций, разбираться с неполадками в гаджетах, следить, чтобы все было сделано и отправлено. А ведь большинство еще и работали из дома в это время! Неудивительно, что многие мамы и папы обрадовались окончанию учебного года не меньше самих учеников. Дети и взрослые вернулись к более привычному стилю общения.
«Между ролями родителя и учителя есть большая разница, – напоминает детский нейропсихолог Айвар Мамышев. – В школе ребенок получает знания, дома он получает любовь и поддержку. Если мама и папа становятся для него в каком-то смысле учителями, то этой поддержки становится меньше, потому что ресурс взрослых не безграничен».
Даже те родители, которые выбрали для ребенка домашнее обучение, чаще всего учат его не сами, а нанимают тьюторов и репетиторов. Ведь у мам и пап совсем иные заботы и функции: кормить, воспитывать, заботиться, обеспечивать безопасность.
«Родители не должны слишком глубоко участвовать в процессе обучения, если это не нравится им самим, – уверена Инесса Жаворонок. – Мамы и папы – не профессиональные учителя. Они не могут – и не должны, что самое главное! – знать, как объяснить ту или иную тему. Иначе – зачем тогда школа?»
Сиди и смотри
Казалось бы, при дистанционном обучении дети должны меньше уставать, ведь им не надо рано вставать, добираться до школы, тратить время на переобувание. Парадоксально, но именно этих действий часто и не хватало школьникам. «Детям проще настроиться на учебу, когда окружающая обстановка соответствует задачам, которые они должны в данный момент выполнить, – говорит детский психолог Анна Резникова. – В школе ребенок привык быть собранным, тогда как дом – место, где он может расслабиться. Психика реагирует на смену внешней картинки, а в удаленном режиме декорации неделями не менялись». Переключиться в рабочий режим, просто открыв ноутбук, получалось далеко не у всех.