Зона турбулентности: как изменятся цены на недвижимость после валютных скачков
Жилая недвижимость сумела успешно адаптироваться после девальвации рубля 2014 года. Как отреагирует рынок на повторение ситуации спустя четыре года?
Рынок жилья Московского региона за свою недолгую историю пережил несколько глубоких кризисов. К турбулентности на нем приводили объявление дефолта в 1998, дефицит банковской ликвидности в 2004, мировой финансовый кризис в 2008, а в 2010–2011 годов рынок замирал после смены управленческой команды в столичном правительстве. Реакция на каждый из этих кризисов была похожей — падение числа сделок, остановка части строек, заморозка «бумажных» проектов, снижение цен (кроме 2010–2011 годов, когда они, напротив, подросли на фоне резкого сокращения предложения).
Совсем иначе участники рынка отреагировали на события 2014 года. Девальвация рубля, обвал фондового рынка не привели к коллапсу отрасли 4 года назад. Жилая недвижимость смогла относительно успешно адаптироваться к новым условиям и пройти следующие 3 года едва ли не успешнее любого из крупных потребительских рынков.
События второй недели апреля этого года, когда доллар превысил 65 рублей, а евро в моменте превышал 80-рублевый рубеж, заставили всех вспомнить непростые и полные неопределенности месяцы осени и зимы 2014/2015годов. Что произойдет в случае повторения макроэкономических шоков, стоит ли срочно решать квартирный вопрос, как будет развиваться рынок в ближайшие месяцы? Для ответа на эти вопросы имеет смысл сопоставить с осенью 2014 года (сравнивать с другими кризисами бессмысленно) как внешние факторы развития, так ключевые параметры рынка жилья Московского региона.
Что похоже?
Цена на нефть. И осенью 2014 и весной 2018 она находится в диапазоне 65-70 долларов за баррель. Правда, тогда такая цена считалась низкой (и сырье дешевело), а сейчас этот уровень видится вполне комфортным для экономики.