Зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию

Знание – силаНаука

Зачем волки воют, а люди – поют

Александр Никольский

Вынесенный в заголовок вопрос «зачем» мы часто задаем себе, слыша, как кричат звери. Ответ на него предполагает мотив (желание) коммуникации. Человек не исключение. Я поместил воющего волка рядом с поющим человеком именно потому, что желание волка выть совпадает с желанием человека петь. На нескольких примерах я покажу, зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию, ограничившись примерами, когда причины (мотивы) крика у животных и человека совпадают.

Кроме волка, в нашем коротком рассказе рядом с человеком окажутся и другие звери, мотивация которых, сходная с мотивацией человека, заставляет их кричать, а человека – петь. Но это вовсе не означает, что речевое общение человека и акустическая коммуникация животных одно и то же. Речь – это не только средство выражения состояния говорящего, речь – это прежде всего инструмент мышления. Человек обучается пользоваться этим совершенным инструментом. Крики зверей – только средство выражения состояния источника крика. Животные генетически наследуют использование крика как средства коммуникации.

Звуковая коммуникация, передача сообщений по акустическому каналу связи, имеет множество преимуществ перед другими формами общения, такими как химическое, оптическое, тактильное. С помощью звуковых сигналов звери способны передавать актуальную, сиюминутную информацию о том, что происходит с ними здесь и сейчас, нередко в отсутствие зрительного контакта с приемником сообщения, что также является преимуществом звуковой коммуникации. По акустическому каналу связи информация может быть передана на большие расстояния, адресована многим или, напротив, ограниченному числу получателей. В передаваемом звуковом сообщении за короткий промежуток времени можно кодировать большой объем информации, меняя (модулируя) параметры сигнала, каждый в отдельности или их сочетание: частоту, амплитуду, длительность крика. Все эти преимущества, прежде всего возможность кодировать в непрерывном речевом потоке большой объем информации, человек успешно использует в устной речи, в процессе говорения.

Начнем с воя. Воем мы называем протяжный, длительный, повторяющийся громкий крик. Мы бы хотели, чтобы романтики-волки выли на луну. Но на луну они не воют. Мотивация воя волков та же, что и воя собак, потомков волка, на весь день оставленных хозяином в квартире. В конце дня хозяин возвращается с работы, собака радостно встречает его у порога и перестает выть. Назовем эту мотивацию – мотивация консолидации, то есть желание быть вместе. Волки желание быть вместе выражают воем. Так же, только более высокими голосами, выражают мотивацию консолидации и их ближайшие родственники – шакалы в Старом и койоты – в Новом Свете.

Если уж совсем очеловечивать чувства оставленной в пустой квартире собаки, проводя аналогию с воем волка, то это чувство наиболее соответствует чувству тоски. Недаром говорится – «от тоски выть хочется» или – «завыл от тоски».

Наиболее активно волки воют в конце лета – начале осени, когда подрастающие щенки начинают осваивать территорию. В это время они вместе с родителями, а нередко и вместе с прошлогодними подросшими волчатами (переярками) время от времени меняют днёвку, место отдыха, перемещаясь на десятки и сотни метров. На дневке семья отдыхает, а волчата, пока не научатся самостоятельно добывать себе корм, довольствуются принесенной взрослыми добычей. Взрослые волки регулярно отлучаются с дневки на 1, 2 или даже на 3 дня. Приближаясь к знакомой им территории, чувствуя запах родной стаи, они начинают выть, издают длительные, протяжные низкие звуки. Чаще это происходит за несколько сотен метров от дневки. Вой повторяется 2–3 раза, но обычно уже после первого крика слышен ответ – дружный высокий разноголосый вой волчат, многократно повторенный и размытый лесным эхом. Часто на дневке вместе с волчатами остается один из взрослых волков. И тогда разноголосые высокие крики щенков оттеняет низкий, протяжный крик взрослого волка. Спустя несколько минут хор замолкает.

Для идущего к дневке взрослого волка этот акустический навигатор совместно со знакомыми запахами, которыми наполнен лес, достаточен, чтобы безошибочно выйти к своим.

Перекличку одиночного взрослого волка, идущего по тропе, с группой волков, оставленных на дневке, мы с аспирантом Московского университета Карлом-Хайнцем Фроммольтом многократно слышали и записывали на магнитофон в Тверской области (рис. 1).

Рис. 1. Запись на магнитофон воя волков. Тверская область, 1984 год. На фото: аспирант Московского университета Карл-Хайнц Фроммольт, в настоящее время куратор Фонотеки Музея естественной истории Берлина

Но у волков, так же как у шакалов и койотов, есть и другой тип воя, мы называем его «групповой спонтанный вой», когда группа волков (шакалов, койотов) без внешне видимой причины начинает выть. Самая характерная особенность группового спонтанного воя – его заразительность. Группа зверей, собравшись вместе, следуя за инициатором воя, многократно повторяет протяжные крики, слышные за многие сотни метров. Группа может состоять из щенков и взрослых волков, или только из взрослых, или только из щенков.

С опытным зоологом Андреем Дмитриевичем Поярковым, знающим все о поведении собак, мы, записывая на магнитофон голоса шакалов в заповеднике «Тигровая балка» в Таджикистане, обнаружили феномен, подтверждающий особую функцию группового воя как средства коммуникативного сплочения животных. Оказалось, что в процессе воя шакалы переходят от диссонанса в консонанс, в слитное звучание, что подтверждается визуализацией звука (рис. 2). Как показано на спектрограмме, крики шакалов сливаются. Заключительную серию воя звери начинают почти одновременно и кричат практически на одной частоте, подстраиваясь под вой инициатора, вслед за ним повторяя детали частотной модуляции, изменение частоты во времени.

Рис. 2. Голоса шакалов сливаются. Спонтанный групповой вой трех (1, 2, 3) шакалов, записанный в дикой природе в заповеднике «Тигровая балка», Таджикистан. От воя к вою, следуя за инициатором (1), звери переходят от диссонанса в консонанс, их голоса сливаются. В четвертой, заключительной серии воя, следуя за инициатором, они начинают кричать почти одновременно и практически на одной частоте

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первая леди Первая леди

Как революционная феминистка стала лицом советской дипломатии

Дилетант
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
«Друг Отто» «Друг Отто»

«Русский вопрос» с точки зрения Бисмарка

Дилетант
«Мифология советского космоса». Отрывок из книги «Мифология советского космоса». Отрывок из книги

Как формировалось восприятие космоса и его покорителей в советской культуре?

СНОБ
Колесо Сансары Колесо Сансары

Кем считают себя сами индийцы?

Вокруг света
Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов

Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков ребенка Anzick-1

N+1
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
«Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством «Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством

Кино о женщине, которая балансирует между ролью матери и опасной работой

Forbes
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Толькo для взрослых Толькo для взрослых

5 новогодних секс-сценариев, которые добавят перчинку в праздничную ночь

Лиза
«Африка-Алкебулан: sentio ergo sum» «Африка-Алкебулан: sentio ergo sum»

Чему нам следует поучиться у Африки и африканцев?

Знание – сила
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
Школа жизни Алексея Лукина Школа жизни Алексея Лукина

Алексей Лукин и курс на успех

Men Today
HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики

Как ставка на человекоцентричность меняет HR-политику современных компаний

ФедералПресс
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Почему мы верим в чудеса во время праздников? Эксперт дал интересное объяснение! Почему мы верим в чудеса во время праздников? Эксперт дал интересное объяснение!

Почему люди продолжают верить в чудеса, невзирая на все достижения науки?

ТехИнсайдер
Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать» Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать»

Эх, вернуть бы еще молодость, которая так быстро пронеслась

Караван историй
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов! Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!

Анаморфные объективы — это техника, которая преобразила язык кинематографа

ТехИнсайдер
Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль» Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль»

Ольга Бузова: как продолжить верить людям, несмотря на прошлый негативный опыт

Добрые советы
Русская Атлантида – город Молога Русская Атлантида – город Молога

История Тихвинской водной системы, по которому шло освоение Русского Севера

Знание – сила
Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня

Разбираемся в нюансах поп-культурного образа Льва Толстого

РБК
Водная палитра Водная палитра

Квартира с высокими потолками, огромными окнами и стилеобразующей панорамой

Идеи Вашего Дома
Нерентабельный перелет Нерентабельный перелет

Почему одни дрозды улетают, а другие остаются? Результаты исследования ученых

Знание – сила
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту! В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту!

Как выбрать подходящий формат для вашего проекта? Что значит SDR и HDR?

ТехИнсайдер
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу

Технологические тренды, развивающиеся в сфере городского транспорта в регионах

ФедералПресс
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
Как соблюдать баланс между личной жизнью и работой, чтобы преуспеть и там, и там Как соблюдать баланс между личной жизнью и работой, чтобы преуспеть и там, и там

Как перестать быть заложником гонки за «успешным успехом» и найти баланс?

Inc.
Открыть в приложении