Обозрение армии и флотаОбщество
Убийцы кораблей
Современные противокорабельные ракеты
В условиях войны на море 21 века противокорабельные ракеты (ПКР) по‑прежнему остаются основным средством ведения надводной войны на морских и океанских театрах военных действий (ТВД) и, соответственно, являются основной угрозой для надводных кораблей и судов. В свою очередь, созданные на их базе противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) все так же остаются основным оружием большей части надводных кораблей основных классов и боевых катеров, а также самолетов как тактической и морской, так и зачастую стратегической авиации (как пример – вооружение американцами новыми малозаметными ПКР типа AGM‑158C LRASM своих бомбардировщиков В‑1В и В‑52). Также противокорабельные ракеты продолжают активно осваивать подводные лодки разных классов и типов, а в последнее время их малогабаритные версии в тестовом порядке получили прописку уже и на различных безэкипажных боевых платформах.
Благодаря удачному сочетанию высокой скорости и маневренности, а также мощной боевой части и широкому использованию так называемых «умных» систем управления и самонаведения современная противокорабельная ракета способна своевременно выйти на цель и надежно «захватить» ее с помощью своей головки самонаведения (ГСН), после чего уже ни один надводный корабль или, тем более, невооруженное судно в большинстве случаев будет даже просто не в состоянии уйти от встречи с такой стремительной высокотехнологичной «убийцы».
В армейском или воздушном бою атакуемая цель может попытаться спрятаться или уклониться при помощи скоростного маневра, но на открытом пространстве акватории моря или океана у командира корабля или капитана судна нет практически никакой возможности укрыться или уклониться от высокоскоростной ПКР. Единственными способами избежать поражения могут стать либо «обман» ГСН ракеты, либо же прямое уничтожение ракеты средствами противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО). Понимая высокий потенциал, сохраняемый сегодня данным видом морского оружия, военные все большего числа стран мира предпринимают активные попытки создания собственных или импорта «чужих» противокорабельных ракет различного типа.
Универсальность – тенденция времени
После окончания Второй мировой войны вероятность возникновения вооруженного конфликта, в рамках которого стали бы возможными крупномасшитабные морские сражения, снизилась до минимума. Понимая это, командование ВМС многих так называемых морских стран мира, то есть тем или иным образом зависящих от использования Мирового океана, выступило с идеей разработки боевых кораблей «новой формации» – многоцелевых, способных решать сразу несколько различных задач, для каждой из которых ранее строились отдельные классы или типы кораблей.
Среди задач, которые надлежало решать таким кораблям, были: борьба с крупными боевыми надводными кораблями и подводными лодками противника; уничтожение береговых объектов военно‑морской инфраструктуры и важных военных и государственных объектов внутри его территории; охрана своих линий коммуникаций и нарушение судоходства противника; борьба с пиратством и др. Но для новых кораблей необходимо было и новое корабельное вооружение, т.к. прошедшее обкатку в горниле Первой и Второй мировой войн, в новой обстановке уже не годилось. Требовались более универсальные образцы, обладающие высокой степенью «оперативной гибкости».
Схожая ситуация сложилась сегодня в отношении противокорабельных ракет. Адмиралам уже мало, что ПКР отлично приспособлены к поражению надводных кораблей разных классов и типов – теперь им нужны такие ракетные комплексы, которые без дополнительных доработок или манипуляций смогут поражать также береговые цели и даже объекты, расположенные в глубине обороны противника.
Ярким примером подобной универсализации является американская ПКР «Гарпун» (Harpoon, в модификации AGM‑84 для авиации, RGM‑84 для НК и берговых комплексов и UGM‑84 для подлодок), созданная изначально в 1970‑х годах как классическая противокорабельная ракета с дальностью пуска до 110 км. При этом основной целью для «Гарпунов» сначала стали советские атомные подводные лодки проекта 675, вооруженные крылатыми ракетами с надводным типом старта, и надводные корабли малого и среднего водоизмещения. При том постепенно ПКР «Гарпун» была адаптирована для применения с подводных лодок, летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) и береговых пусковых установок, а в 1990‑2000х годах комплекс прошел серьезную модернизацию, в результате чего приобрел многоцелевой характер и сегодня способен поражать наземные цели, расположенные как на побережье, так и вдалеке от береговой черты.
Первая модернизация была осуществлена компанией «Макдоннелл Дуглас» (McDonnell Douglas) на завершающем этапе Холодной войны – новая ПКР получила обозначение AGM‑84E SLAM (Standoff Land Attack Missile) и достигла «начальной оперативной готовности» в 1990 году. Первые учебные стрельбы ракетой по наземной цели были выполнены в июне 1989 года с борта палубного штурмовика А‑6Е «Интрудер» (Intruder), а первые стрельбы ее корабельного варианта – в июне 1990 года с борта крейсера УРО СП‑57 «Лейк Чамплейн» типа «Тикондерога». В последнем случае целеуказание ПКР обеспечивалось с борта вертолета SH‑60B «Сихок» LAMPS III. Первый же случай боевого применения новой ракеты, по американским данным, произошел 19 января 1991 года – назначенное в качестве цели сооружение было поражено в результате двухракетного залпа, причем первая ракета пробила брешь в наружном «контуре», а вторая вошла через образовавшесся отверстие внутрь и полностью уничтожила цель.
Стартовая масса такой ракеты – 628 кг, длина – 4,5 м, диаметр корпуса – 343 мм. Она получила проникающую осколочно‑фугасную боевую часть массой 221,6 кг и маршевый твердотопливный двигатель CAE‑J402‑CA‑400, обеспечивший ей максимальную скорость полета M=0,85 и дальность пуска до 95 км. В состав бортовой системы наведения ракеты вошли инерциальная навигационная система (ИНС) с приемником сигналов космической радионавигационной системы (КРНС) и доработанная версия тепловизионной ГСН, разработанной для ракеты класса «воздух – поверхность» AGM‑65 «Мейверик» (Maverick). После включения последней осуществляющий наведение ракеты оператор боевого расчета получает на мониторе изображение цели и может самостоятельно выбрать точку на ней, в которую и должна «ударить» ПКР. После этого ракета действует уже в полностью автономном режиме. Отличительным свойством системы наведения данной ракеты является то, что оператор может находиться как на самом самолете‑носителе, так и на другом самолете, но находящимся в районе цели.
Однако специалисты «Макдоннелл Дуглас» на этом не остановились и в 1992 году предложили Пентагону усовершенствованный вариант – крылатую ракету AGM‑84H SLAM‑ER, часто также обозначаемую как GRAND SLAM. Разрешение на закупку новой модификации ракеты Минобороны США получило в 1995 году, а состояния «начальной оперативной готовности» новый «Гарпун» достиг в 2000 году. Основными отличиями AGM‑84H стали: возросшая до 680 кг стартовая масса, увеличенная до 280 км дальность пуска, новые раскрывающиеся в полете крылья и заключенная в титановый корпус проникающая боевая часть массой 227 кг (фактически она представляет собой уменьшенный вариант БЧ крылатой ракеты «Томагавк» Block III), а также усовершенствованная система наведения, включающая интегрированные в единый блок приемник сигналов космической радионавигационной системы (GPS), инерциальную навигационную систему и процессор обработки воздушных сигналов. По обнародованной разработчиком информации, новая система наведения ракеты позволят осуществить перенацеливание ракеты на расстоянии даже 3,7 км от атакуемой цели.
В зарубежных источниках утверждается, что первый случай боевого применения новой ракеты имел место в 1999 году в Ираке. Затем, согласно официальным данным, ракета применялась в Афганистане (2001 год) и вновь в Ираке (март и апрель 2003 года). 30 апреля 2001 года ВМС США успешно испытали ракету SLAM‑ER в режиме автоматического получения данных целеуказания – выпущенная с борта палубного истребителя‑бомбардировщика F/A‑18C «Супер Хорнет» (Super Hornet) ракета совершила полет по сложной траектории, имевшей семь точек поворота на маршруте, и затем успешно обнаружила цель при помощи своей системы самонаведения и поразила ее.
Следует отметить, что разработанная изначально для вооружения самолетов, ракета SLAM‑ER затем была адаптирована для надводных кораблей, вооруженных ПКРК «Гарпун». Кроме того, на основе базового варианта SLAM ER разработана усовершенствованная модификация, оснащенная модифицированной комбинированной ГСН, способной опознавать цель по ее внешнему виду. Для этого в бортовой ЭВМ ракеты закладывается изображение назначенной цели, а система самонаведения (ССН) ракеты просто сравнивает видимое изображение с тестовым и в случае их совпадения – «пикирует» на цель. Основная задача данных ракет – поражение целей, расположенных на значительном удалении от береговой черты, в том числе скоростных подвижных целей.
Также в разработку пошла модификация SLAM‑ATA (Block IG), отличающаяся способностью перенацеливания и повторного захода на атаку по назначенной цели. Осуществляется также и дальнейшее развитие всего семейства ПКР «Гарпун» в плане совершенствования системы наведения и самонаведения, боевой части и пр., в результате чего появились модификации «Гарпун» Block II, Block II+ и Block II+ER.
По схожему пути пошли шведские и французские разработчики.
В первом случае на базе типовой ПКР семейства RBS 15 (Robotsystem 15) в «Сааб Бофорс Дайнэмикс» (Saab Bofors Dynamics) создали многоцелевой вариант RBS 15 Mk 4 «Гангнир» (Gungnir), который можно применять с надводных, береговых и авиационных носителей для поражения надводных или береговых целей. Ракета имеет дальность пуска более 300 км и оснащается двухрежимной комбинированной помехоустойчивой ГСН (радиолокаицонная/ инфракрасная), включающей также приемник сигналов космической радионавигационной системы и блок инерциальной навигационной системы.
Французские же разработчики, компания MBDA, создали новый вариант хорошо известной ПКР «Экзосет», получивший обозначение «Экзосет» MM40 Block 3 и уже принятый на вооружение ВМС Франции. Он имеет дальность пуска около 200 км и отличается усовершенствованной комбинированной системой наведения, позволяющей использовать различные профили полета – в зависимости от типа назначенной для атаки цели (береговая у береговой черты, береговая в глубине территории, надводная и пр.).
Аналогичные усовершенствования претерпели также израильская ПКР «Габриэль» (Gabriel), на базе которой в начале 2000‑х годов совместно с сингапурскими специалистами выполнена разработка многоцелевой ракеты «Блю Спиар» (Blue Spear, в переводе с английского – «Голубое копье»), имеющей дальность пуска не менее 290‑300 км и способной поражать надводные цели и цели, расположенные на значительном удалении от береговой черты, и российские ПКР типа «Оникс» (экспортный вариант – «Яхонт») и Х‑35 (комплексы «Уран» и «Бал»), которые уже способны поражать различные береговые цели, в том числе находящиеся в глубине территории противника (свидетельство тому – успешное применение этих ракет по такому «сухопутному» профилю в ходе специальной военной операции). Схожие работы проводятся и в других странах мира, обладающих собственными компетенциями по разработке и серийному выпуску современных противокорабельных ракет, а в первую очередь – в Китае.
Универсальность по носителю
Другое направление универсализации противокорабельных ракет – обеспечение возможности их применения с разных типов носителей: надводных кораблей, подлодок, летательных аппаратов и береговых стационарных или мобильных пусковых установок, а в последнее время – еще и с безэкипажных надводных боевых платформ.
Данная задача является комплексной и непростой с технической точки зрения, поскольку такому ракетному комплексу придется использовать не только разные способы старта и средства целеуказания, но и даже разные среды, в которых пролегает начальный участок траектории полета ПКР. Но «овчинка стоит выделки», т.к. в результате военные получают действительно универсальный комплекс, который позволяет существенно упростить техническое обслуживание ПКРК на различных носителях и поставку для них боевых средств, то есть ракет. В итоге обеспечивается еще и существенное снижение стоимости эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла данного ПКРК.
Первая попытка создания ПКР, унифицированной по носителю, была предпринята западными разработчиками в период Холодной войны. Завершилась она благополучно – принятием на вооружение нескольких ПКРК, унифицированных по трем типам носителей: надводные корабли, подводные лодки и летательные аппараты (самолеты, а затем и вертолеты). Кроме того, при незначительной доработке можно было обеспечить сухопутный вариант базирования данных комплексов, но это тогда было практически бессмысленно ввиду малой дальности пуска входящих в их состав ракет.
Наиболее успешными являются примеры ПКРК «Гарпун» и «Экзосет», принятые на вооружение в трех модификациях – надводные корабли, подлодки и летательные аппараты, а затем также дооборудованные для применения с береговых носителей. Интересным подтверждением универсальности того же «Экзосета» по носителю стал боевой эпизод в ходе Фолклендской войны 1982 года: аргентинцы сняли пусковые установки и соответствующее оборудование ПКРК «Экзосет» ММ38 с эсминца «Комодоро Сегуи» (ARA Comodoro Segui), установили их на трейлеры на небольшом островке и затем успешно применили по эсминцу УРО «Глэморган» (HMS Glamorgan).