Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов

Знание – силаИстория

Пять прелюдий о Грибоедове

Александр Марков

Портрет А.С. Грибоедова. Художник П.Ф. Борель. Середина XIX века

Антимонопольный гений

Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов. Общий образ писателя-мученика, героя «мартиролога», по выражению А. И. Герцена, передового человека, первого в смелых действиях и немыслимых талантах, достаточно строг сам по себе. Обычно миф о погибшем поэте подразумевает некоторую мелодраматичность: перо падает из рук, нет уже сил держаться за жизнь, погас огонь на алтаре. Но Грибоедов – прямая противоположность «комплексу Вертера», постоянной работы со своими переживаниями, постоянных попыток выстроить себя из захлестывающих тебя же переживаний, в пучине которых ты в конце концов захлебываешься и становишься сверхчеловеком, властным над своей судьбой и своей жизнью.

Напротив, Грибоедов, чувственный, музыкально одаренный, склонный к дерзким шуткам, как бы постоянно овнешнял эти переживания, передавал их друзьям, требовал от друзей переживать, чувствовать, восхищаться или даже пускаться в авантюры. Он хотел быть не сверхчеловеком, а, скорее, буршем, европейским гениально одаренным студентом среди столь же вдохновенных геттингенцев, йенцев и берлинцев, хотя ни в одном из этих городов он так и не побывал. Грибоедов – гений не столько открытия переживаний, открытия какой-то новой чувственной культуры, сколько гений распределения переживаний, когда каждый из знакомых, друзей, компанейских приятелей разделяет какое-то чувство, помогает тем самым разумно относиться к чувственной области. Неслучайно Грибоедов очень хорошо умел работать в соавторстве, но также превосходил товарищей в дерзких забавах и авантюрах, от злых шуток до дуэлей. Это и была необходимая часть создания особого здравого смысла; первые излишества, которые так необходимы для дальнейшей здравости культуры.

Памятник А. С. Грибоедову на Чистопрудном бульваре

Памятник А. А. Мануилова в начале Чистопрудного бульвара в Москве – оттепельный, того же ряда, что театр-студия «Современник», появившийся в год открытия памятника, в 1959‑м, на Триумфальной площади. Этот памятник, с фигурками героев комедии «Горе от ума» у ног классика – лучшее выражение студийного театра: задумчивость драматурга, наложение узнаваемых амплуа на узнаваемые роли, отдернутый занавес, показывающий демократизм студийных постановок. Хотя появление сначала стелы в честь Грибоедова, а потом и величественного памятника – результат стечения случайных обстоятельств, тем не менее памятник лучше всего выразил дух писателя: никогда не быть одному и всегда сопротивляться любой монополии: монополии на слово, на дело, на власть над обстоятельствами. Гладкому литературному слову Грибоедов противопоставлял вспышки остроумия, слишком казенным проектам – точную наблюдательность, бюрократической исполнительности – многоязычие, шаблонной отчетности – хитрости дипломата. Можно и нужно сказать, что он был антимонопольным гением нашей русской литературы.

Фигуры героев пьесы «Горе от ума» на постаменте памятника

Что не нужно автору

По литературоведческой классификации, предложенной Ю. Н. Тыняновым, Грибоедов принадлежит к «младшим архаистам» наравне с Павлом Катениным и Вильгельмом Кюхельбекером. Главный момент расхождения архаистов и карамзинистов – вовсе не вопрос о словарном запасе или допустимости тех или иных оборотов живой речи, – это фон дискуссии, а не сам спор. В центре внимания был вопрос о перифразах, описательных оборотах, которые карамзинисты любили как галантные, требующие некоторой обходительности. Можно сказать, карамзинист должен был быть живой перифразой, ничего не называть прямо, ко всему подступаться постепенно, вкрадчиво, лукаво.

Что-то от такого карамзинизма навсегда осталось в эротике Пушкина – «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», где противопоставляется прямой пыл и невольное действие тех самых перифраз. Любовный пламень вместо страсти – это описательный оборот, который требует и от тела особым образом себя вести, не сливаться в прямом исступлении, а очаровывать самой своей гибкостью, самим некоторым притворством, где то расслабляет лень, то вновь торжествует порыв. Грибоедов был не таким человеком, в том числе и в любовной страсти. Это почувствовал тот же Тынянов в своем гениальном романе о Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара», который можно открывать на любой странице. Приведем только один пример, как Грибоедов делает набросок нового сочинения:

Листки он исписывал персидскими ночами, во время переговоров с Аббасом-Мирзой. Тогда под жидким небом, в виду пустыни, войск, в виду цветных окон, русские слова ложились в ряд, как иноземные, и ни одного слова не было лишнего. Это младенческая, ему одному известная радость давала ему по утрам силу мышц и вежливость разговора. Он был автор, временный и случайный человек для цифр и городов, записывавшихся в Туркменчайский трактат. Он был всегда гибок и изворотлив в разговорах и предположениях, потому что всерьез этого ничего не брал, а просто играл в торговую и географическую игру, совсем непохожую на авторство. Это давало ему тогда превосходство.

Стоило ему полюбить по-настоящему игру в географические карты, и все завертелось, изменилось. Угрюмая должность, им самим придуманная, опутала его неразрывно. Тело теряло свежесть мышц, и многое стало непонятным.

Итак, творчество – это всегда прямота, всегда младенческая одержимость, всегда избыток прямой игры сил. Я уже не буду цитировать эротический эпизод из романа Тынянова об отношениях Грибоедова с женой Булгарина (кстати, очень чтившего нашего драматурга и хранившего итоговую рукопись его великой комедии), приведенной цитаты достаточно. Как только появляется «авторство», кончается торговая и географическая игра. Ведь вспомним, что именно Карамзин утверждает понятие «авторства» во всей полноте, «Что нужно автору». Для Грибоедова список Карамзина был бы не вполне понятным, все эти требования «живости воображения». Лучше живо общаться с друзьями, чем воображать наедине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Изба-читальня Изба-читальня

10 способов обустроить домашнюю библиотеку

Лиза
Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Дилетант
«Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной «Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной

Почему в сборной США по биатлону процветало сексуальное насилие?

Forbes
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Скорая бьюти-помощь Скорая бьюти-помощь

Как привести себя в порядок после вечеринки

Лиза
«Вред различия во взглядах и убеждениях» «Вред различия во взглядах и убеждениях»

Проект «О введении единомыслия в России»

Дилетант
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Relax, Take It Easy Relax, Take It Easy

Что самое важное в совместном отдыхе для Алексея и Лейсан Чадовых

OK!
Войны сыновей Войны сыновей

Как потомки Вильгельма I делили его наследие

Дилетант
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
Границы ключ Границы ключ

Как далеко можно пускать к себе мужчину на разных этапах отношений?

VOICE
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным» Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным»

Как выстроена работа депутатов в Сахалинской области?

ФедералПресс
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
Призрак технооптимизма Призрак технооптимизма

Годовая статистика роста технологичных отраслей в РФ снова будет рекордной

Монокль
Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России

Почему возникает рассеянный склероз и как современная терапия помогает людям?

СНОБ
Жито Жито

Удивительно, как можно попасть в жернова истории и построить целый хутор

Seasons of life
Облачный атлас Облачный атлас

Интерьер загородного дома в духе бельгийской школы дизайна

SALON-Interior
«Крым» – первый советский супертанкер «Крым» – первый советский супертанкер

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техника
Как понять, что вам не хватает витамина D — и как его получить зимой? Простой ответ Как понять, что вам не хватает витамина D — и как его получить зимой? Простой ответ

Как недостаток витамина D влияет на наш организм?

ТехИнсайдер
Выводим домашний маникюр на новый уровень: что такое ремувер для кутикулы и почему он тебе нужен Выводим домашний маникюр на новый уровень: что такое ремувер для кутикулы и почему он тебе нужен

Дорого выглядящие ногти на 80% состоят из тщательной обработки кутикулы

VOICE
Дикая охота Дикая охота

Я провожу свою вечность с теми, кто никогда говорить не умел

СНОБ
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
Елизавета Ищенко Елизавета Ищенко

Старт карьеры огненной артистки-ньюкамера совпал с эпохой новых русских сериалов

Собака.ru
Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки» Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки»

Мегахейры – «прототип креветки-богомола, созданный на базе аномалокариса»

Наука и техника
Открыть в приложении