Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов

Знание – силаИстория

Пять прелюдий о Грибоедове

Александр Марков

Портрет А.С. Грибоедова. Художник П.Ф. Борель. Середина XIX века

Антимонопольный гений

Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов. Общий образ писателя-мученика, героя «мартиролога», по выражению А. И. Герцена, передового человека, первого в смелых действиях и немыслимых талантах, достаточно строг сам по себе. Обычно миф о погибшем поэте подразумевает некоторую мелодраматичность: перо падает из рук, нет уже сил держаться за жизнь, погас огонь на алтаре. Но Грибоедов – прямая противоположность «комплексу Вертера», постоянной работы со своими переживаниями, постоянных попыток выстроить себя из захлестывающих тебя же переживаний, в пучине которых ты в конце концов захлебываешься и становишься сверхчеловеком, властным над своей судьбой и своей жизнью.

Напротив, Грибоедов, чувственный, музыкально одаренный, склонный к дерзким шуткам, как бы постоянно овнешнял эти переживания, передавал их друзьям, требовал от друзей переживать, чувствовать, восхищаться или даже пускаться в авантюры. Он хотел быть не сверхчеловеком, а, скорее, буршем, европейским гениально одаренным студентом среди столь же вдохновенных геттингенцев, йенцев и берлинцев, хотя ни в одном из этих городов он так и не побывал. Грибоедов – гений не столько открытия переживаний, открытия какой-то новой чувственной культуры, сколько гений распределения переживаний, когда каждый из знакомых, друзей, компанейских приятелей разделяет какое-то чувство, помогает тем самым разумно относиться к чувственной области. Неслучайно Грибоедов очень хорошо умел работать в соавторстве, но также превосходил товарищей в дерзких забавах и авантюрах, от злых шуток до дуэлей. Это и была необходимая часть создания особого здравого смысла; первые излишества, которые так необходимы для дальнейшей здравости культуры.

Памятник А. С. Грибоедову на Чистопрудном бульваре

Памятник А. А. Мануилова в начале Чистопрудного бульвара в Москве – оттепельный, того же ряда, что театр-студия «Современник», появившийся в год открытия памятника, в 1959‑м, на Триумфальной площади. Этот памятник, с фигурками героев комедии «Горе от ума» у ног классика – лучшее выражение студийного театра: задумчивость драматурга, наложение узнаваемых амплуа на узнаваемые роли, отдернутый занавес, показывающий демократизм студийных постановок. Хотя появление сначала стелы в честь Грибоедова, а потом и величественного памятника – результат стечения случайных обстоятельств, тем не менее памятник лучше всего выразил дух писателя: никогда не быть одному и всегда сопротивляться любой монополии: монополии на слово, на дело, на власть над обстоятельствами. Гладкому литературному слову Грибоедов противопоставлял вспышки остроумия, слишком казенным проектам – точную наблюдательность, бюрократической исполнительности – многоязычие, шаблонной отчетности – хитрости дипломата. Можно и нужно сказать, что он был антимонопольным гением нашей русской литературы.

Фигуры героев пьесы «Горе от ума» на постаменте памятника

Что не нужно автору

По литературоведческой классификации, предложенной Ю. Н. Тыняновым, Грибоедов принадлежит к «младшим архаистам» наравне с Павлом Катениным и Вильгельмом Кюхельбекером. Главный момент расхождения архаистов и карамзинистов – вовсе не вопрос о словарном запасе или допустимости тех или иных оборотов живой речи, – это фон дискуссии, а не сам спор. В центре внимания был вопрос о перифразах, описательных оборотах, которые карамзинисты любили как галантные, требующие некоторой обходительности. Можно сказать, карамзинист должен был быть живой перифразой, ничего не называть прямо, ко всему подступаться постепенно, вкрадчиво, лукаво.

Что-то от такого карамзинизма навсегда осталось в эротике Пушкина – «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», где противопоставляется прямой пыл и невольное действие тех самых перифраз. Любовный пламень вместо страсти – это описательный оборот, который требует и от тела особым образом себя вести, не сливаться в прямом исступлении, а очаровывать самой своей гибкостью, самим некоторым притворством, где то расслабляет лень, то вновь торжествует порыв. Грибоедов был не таким человеком, в том числе и в любовной страсти. Это почувствовал тот же Тынянов в своем гениальном романе о Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара», который можно открывать на любой странице. Приведем только один пример, как Грибоедов делает набросок нового сочинения:

Листки он исписывал персидскими ночами, во время переговоров с Аббасом-Мирзой. Тогда под жидким небом, в виду пустыни, войск, в виду цветных окон, русские слова ложились в ряд, как иноземные, и ни одного слова не было лишнего. Это младенческая, ему одному известная радость давала ему по утрам силу мышц и вежливость разговора. Он был автор, временный и случайный человек для цифр и городов, записывавшихся в Туркменчайский трактат. Он был всегда гибок и изворотлив в разговорах и предположениях, потому что всерьез этого ничего не брал, а просто играл в торговую и географическую игру, совсем непохожую на авторство. Это давало ему тогда превосходство.

Стоило ему полюбить по-настоящему игру в географические карты, и все завертелось, изменилось. Угрюмая должность, им самим придуманная, опутала его неразрывно. Тело теряло свежесть мышц, и многое стало непонятным.

Итак, творчество – это всегда прямота, всегда младенческая одержимость, всегда избыток прямой игры сил. Я уже не буду цитировать эротический эпизод из романа Тынянова об отношениях Грибоедова с женой Булгарина (кстати, очень чтившего нашего драматурга и хранившего итоговую рукопись его великой комедии), приведенной цитаты достаточно. Как только появляется «авторство», кончается торговая и географическая игра. Ведь вспомним, что именно Карамзин утверждает понятие «авторства» во всей полноте, «Что нужно автору». Для Грибоедова список Карамзина был бы не вполне понятным, все эти требования «живости воображения». Лучше живо общаться с друзьями, чем воображать наедине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

90 минут и шесть миллионов жизней 90 минут и шесть миллионов жизней

На Ванзейской конференции был согласован план «решения еврейского вопроса»

Дилетант
«Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины «Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины

История женщины, которая нашла счастье в одиночестве

Psychologies
Загнанные в ловушку Загнанные в ловушку

Рассказы о том, что произошло в Тевтобургском лесу, содержат немало противоречий

Дилетант
«Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире «Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире

Что произойдет, если мы начнем относиться к преступникам как к обычным людям?

Psychologies
Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Как Октавия Хилл в XIX веке управляла недвижимостью и помогала бедным людям Как Октавия Хилл в XIX веке управляла недвижимостью и помогала бедным людям

Как Октавия Хилл в XIX веке приводила в порядок лондонские трущобы?

Forbes
Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Дилетант
«Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить «Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить

Как восполнить свой энергетический заряд, чтобы «быть в ресурсе»?

Psychologies
«Не терпя лукавыя бесовские крамолы» «Не терпя лукавыя бесовские крамолы»

«И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле»

Дилетант
У кого и как чаще всего развивается зависимость: 3 основные стадии У кого и как чаще всего развивается зависимость: 3 основные стадии

Зависимость: где эта роковая точка невозврата и кому стоит быть осторожнее?

Psychologies
Сгоревшая демократия Сгоревшая демократия

27 февраля 1933 года в Берлине был подожжён Рейхстаг

Дилетант
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней

Как добывают редкие цветные драгоценные камни и в чем их ценность?

Forbes
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания Альберта Эйнштейна и Нильса Бора

Наука и жизнь
Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы» Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы»

Какие задачи стоят перед депутатами Магаданской областной думы?

ФедералПресс
Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы

Скандальные истории наследников глав государств

СНОБ
Облачный атлас Облачный атлас

Интерьер загородного дома в духе бельгийской школы дизайна

SALON-Interior
Спикер ЗС Красноярского края Алексей Додатко: «Краевой парламент — площадка для общественного диалога» Спикер ЗС Красноярского края Алексей Додатко: «Краевой парламент — площадка для общественного диалога»

Как сегодня выстроены отношения депутатов с краевым правительством?

ФедералПресс
Оттенок бургунди Оттенок бургунди

Квартира в современном московском ЖК выходит окнами на Москву-реку

Идеи Вашего Дома
Заповедная зона Заповедная зона

Самобытная вилла в Подмосковье, вдохновленная философией бренда Visionnaire

SALON-Interior
Лёгкая импровизация Лёгкая импровизация

Лёгкий и мягкий интерьер, в котором много воздуха и света

Идеи Вашего Дома
Хмелита и Грибоедовы Хмелита и Грибоедовы

Атмосфера усадьбы формировала личность гениального поэта А. С. Грибоедова

Знание – сила
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
От гордыни до похоти: какие бывают семь смертных грехов и актуальны ли они сегодня От гордыни до похоти: какие бывают семь смертных грехов и актуальны ли они сегодня

Какой посыл несет в себе каждый из смертных грехов?

ТехИнсайдер
Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза

Прежде чем стать дедушкой в красной шубе, Дед Мороз проделал долгий путь

Правила жизни
El Copitas. 10 лет выдержки! El Copitas. 10 лет выдержки!

Верховые барные деятели Петербурга раскачали питейную индустрию всей страны

Собака.ru
Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Гравитационные волны в атмосферах планет Гравитационные волны в атмосферах планет

Гравитационные волны и волны пространства-времени: в чем разница

Наука и жизнь
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
Почему мы верим в чудеса во время праздников? Эксперт дал интересное объяснение! Почему мы верим в чудеса во время праздников? Эксперт дал интересное объяснение!

Почему люди продолжают верить в чудеса, невзирая на все достижения науки?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении