Как возникли первые музеи и причем тут музы?

Знание – силаИстория

Музей как знание, вымысел и предчувствие

Александр Марков, Оксана Штайн

Клавдий Птолемей

Хранить или производить?

Музей — жилище Муз, это знают обычно все. Также в любом учебнике сказано, что музеем (мусейоном) называлось учреждение в эллинистической Александрии, где по поручению Птолемеев ученые систематизировали науки, и без их усилий у нас не было бы ни «Геометрии» Евклида, ни «Астрономии» Клавдия Птолемея. Дело не только в том, что Евклид был одним из основателей Музея, создателем математической школы, но в том, что, кроме самих текстов, существовали и комментарии. Собственные «Начала» Евклида стали частью большого труда следующих поколений математиков, которые применяли этот труд в преподавании и его объясняли и проясняли. Музей работал как лаборатория по обкатке слов и текстов, а не просто как хранилище знаний и место новых открытий.

Интерьер Александрийской библиотеки

Поэтому даже не вполне ясно, как соотносились между собой два учреждения в Александрии Египетской: библиотека Музея и библиотека при храме Сераписа — не то первая была корпоративной, а вторая — общедоступной, не то как-то еще. Существенно то, что в Музее не просто по-новому хранили книги — архивное дело вполне существовало и до эпохи эллинизма; архивы умели хранить и в греческих полисах, обычно в храмовых сокровищницах, равно как и собирать храмовые и частные библиотеки, где тексты как реликвии хранятся надежно. Их по-новому воспроизводили, по-новому производили для всех, копировали, делая уже не просто храмовую надежную копию, но публичное представление книги.

Сокровищница афинян в Дельфах

Д. Хеллер-Розен замечает, что в Александрии изобрели аннотацию, примечания на полях и своеобразный корешок, на котором указывалось имя автора и название1. По сути, это была музеефикация книги как аннотированного объекта, который сопротивляется повреждениям, со следами «реставрации» в виде примечаний и с указаниями на использование в аннотации. Изменяется сам способ переписывать тексты: греческое письмо становится более компактным, техничным, беглым — античная реформа письма была не меньшей, чем переход к курсивному письму в раннее Новое время. Прежнее письмо предназначалось для торжественного чтения, новое — для большей обозримости.

1Хеллер-Розен Д. Разрушение традиции: об Александрийской библиотеке. — М.: ЦЭМ, V‑A‑C Press, 2018. С. 20.

Хеллер-Розен реконструирует три этапа развития Александрийской библиотеки, не в хронологическом смысле, а в смысле выполняемых библиотекарями операций. Сначала это классический архив, где задача библиотекаря — обходить раз в несколько дней собрание, ставить все по местам, смотреть, чтобы ничего не было повреждено и все было сразу обозримо. Потом операция упорядочивания распространяется на текст: давно известные произведения, но переписанные с ошибками, восстанавливаются и существуют далее как безупречные. Наконец, появляется пинакография — аннотирование всего собрания на специальных стендах, пинаках: поэт Каллимах (ок. 310 — ок. 240 до н. э.) создал эти стенды, в которых распределил произведения по видам: это право, это риторика, это эпос. На пинаках указывалось число строк каждого произведения, то есть к какому объему чтения надлежит готовиться. «Таким образом, произведения, внесенные в Pinakes, с необходимостью становятся тем, чем они никогда не были: фигурами, шифрами, всего лишь названиями самих себя»2. Это и была настоящая не столько библиотечная, сколько музеологическая революция: от нее прямой путь в ХХ век, например, к Марку Ротко, определявшему, с какого расстояния и как долго рассматривать его произведения.

2 Там же. С. 36.

Слева направо. Каллимах. Дэниэл Хеллер-Розен. Марк Ротко

Почему Музы?

Папирус
Древней
Греции

Конечно, да, Музы — богини наук и искусств. Но почему именно Музей, а не Аполлинарий, например? Дело в том, что в основу проекта Птолемея была положена идея Аристотеля о «сисситии», совместном питании, как признаке древнего и мудро устроенного города. Рассуждая в Седьмой книге «Политики» о том, что идеальный город должен держаться умеренности, чтобы не завянуть, но и не перенапрячься в противостоянии другим городам, Аристотель одобряет обычаи древнего Египта и древней Италии, подразумевающие совместное хозяйство: «Передают, что этот Итал сделал энотров, которые вели кочевой образ жизни, земледельцами, дал им новые законы и впервые установил сисситии; и теперь еще кое у кого из потомков Итала существуют сисситии и применяются некоторые из изданных им законов. <…> Итак, установление сисситий ведет свое происхождение оттуда, разделение же гражданского населения государства на слои — из Египта <…>. Да и вообще нужно считаться с тем, что и остальные установления много или, лучше сказать, бесконечное число раз были придуманы в течение веков; потребность иметь то, что необходимо, разумеется, учила людей, какими средствами нужно пользоваться; когда же первые потребнос-ти были удовлетворены, то, вполне естественно, должны были возникнуть стремления придать жизни благообразие и довольство»3.

3 Аристотель. Политика. 1329b. Пер. С.А. Жебелева.

Итак, у сисситий два свойства. 1) Они появляются, когда удовлетворены базовые потребности в безопасности и выживании, это уже некоторый культурный интерес, досуг, избыток, благообразие. Слово εὐσχημοσύνη, благообразие, добротная фигурность-фигуральность, означает не столько благоприличие, сколько доброжелательность и правильное расположение к каждому, например, когда каждый гость получает подарок, который нужен именно ему. 2) Они способствуют особому пространственному воображению и освоению окружающего мира, знанию земледелия, какие почвы где плодороднее и дадут приятнейшую еду. От этих сисситий прямой путь к деятельности Музея — собирать проверенные сведения обо всех странах, систематизировать литературные свидетельства, знать, какая книга что сообщит об устройстве мира, о возможности мирной жизни, правильного сбора урожая и правильного получения удовольствий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

После людей После людей

Призраки прошлого служат наглядным напоминанием об ошибках человечества

Вокруг света
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Рыжебородый против Льва Рыжебородый против Льва

XII век — период расцвета рыцарства, грандиозных походов и великолепных турниров

Дилетант
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Путешествие на край пустыни Путешествие на край пустыни

«Правила жизни» вспоминают африканскую экспедицию классика Николая Гумилева

Правила жизни
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине

Ученые надеются, что органоидный интеллект изменит подход к вычислениям

Inc.
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД

Как меняется объем рынка онлайн-торговли в России

Ведомости
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил» Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историй
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута» Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута»

Семь вещей, за которые стоит поблагодарить Михаила Горшенева

Правила жизни
OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами

Компания OpenAI выпустила две большие языковые модели с открытыми весами

N+1
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Открыть в приложении