Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – силаИстория

Исторические сведения о сказочных берендеях

Татьяна Соловьева

В 1831 году Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, проводя лето в Царском Селе, устроили литературное состязание на придумывание сказок в фольклорном стиле. В результате Пушкин подарил миру «Сказку о царе Салтане», а Жуковский – «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Иван-царевич, Кощей и Марья Царевна были знакомы Жуковскому из русских сказок и прежде, а вот имя царя Берендея он решил позаимствовать из преданий, бытующих в окрестностях старинного русского города Переславля-Залесского. Современник поэта, граф Д. И. Хвостов, владевший имением Выползова Слободка под Переславлем-Залесским и хорошо знавший местный фольклор, в послании к Жуковскому даже называл точное «местожительство» сказочного царя: неподалеку от Берендеева болота.

Сорок лет спустя легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялся и драматург Александр Николаевич Островский, создавая весеннюю сказку-феерию «Снегурочка». Берендеевы места были знакомы ему не понаслышке. Через железнодорожную станцию Берендеевка и мимо Берендеева болота он не раз проезжал, следуя в отцовское имение Щелыково в Костромской губернии. Бывал Островский и в Переславле-Залесском, с историей и фольклором которого берендеи были связаны корнями с древности. А после того, как 11 мая 1873 года на сцене Большого театра состоялась премьера «Снегурочки», с ней произошло лучшее, что может произойти с литературным произведением – сказку стали считать народной, а царь Берендей прочно вошел в русскую сказочную традицию.

Впрочем, сказка ложь, да в ней намек…

Эскизы декорации к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Художник Виктор Васнецов

Жители Берендеевки. Эскизы костюмов к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Художник Виктор Васнецов

Свои поганые

Упоминания о совсем не сказочных берендеях часто встречаются в древнерусских летописных сводах X—XIII века. Летописцы представляли их как сильных и смелых воинов, союзников Русской земли, и, отличая от других иноплеменных язычников, называли «свои поганые». И хотя на протяжении более двух веков Лаврентьевская и Ипатьевская летописи буквально пестрили упоминаниями о них, происхождение берендеев никак не разъяснялось. Поэтому одни историки относили берендеев к скифо-сарматам, потомкам древних кочевников, которые упоминались еще Геродотом (V век до н. э.), другие – к финно-угорским племенам, третьи считали родней нам, славянам. Согласно официальной историографии, берендеи – осколок тюркского кочевого племени «байандур». В историческом научном сообществе существует также версия, что «берендей» могло быть личным именем предводителя-основателя рода, перешедшим к потомкам. Такая практика в древности была не редкостью, в Ипатьевской летописи, например, говорится о «бастиевой чади» (роде) берендея Бастия, бывшего «своим» для Мстислава Изяславича. Не исключено, что род некоего Береньди, пользующийся у единоплеменников авторитетом, мог стать ядром всего племени и дать ему свое имя. А так как четкого доказательства этому нет, приходится согласиться с Максом Фасмером, составителем самого объемного на данный момент этимологического словаря русского языка: «название "берендеи, берендичи, берендии", надежной этимологии не получило».

Достоверно известно лишь то, что в конце X – начале XI века берендеи жили в южнорусских степях, но с появлением у границ Руси кипчаков, вошедших в нашу историю как половцы, из мест прежних кочевий были изгнаны. Спасаясь от половецких ханов, берендеи и их степные соседи торки-узы попросили убежища у русских князей взамен на обязательство нести пограничную службу, участвовать в военных походах и защищать славянские земли от врагов.

Согласие было получено, и берендеи обосновались вначале на окраинах Киевского и Переяславского княжеств, находящихся между Русью и Степью, а затем, судя как по свидетельству летописей, так и по топонимам, были расселены русскими князьями в Верхнем Побужье, на Волыни и в Залесских землях. Интересно, что в отличие от киевских князей, которые боевые отряды набирали чаще из торков, дружины владимиро-суздальских, ростовских и московских князей состояли исключительно из берендеев, зарекомендовавших себя как более надежные союзники.

В начале 1140‑х годов новые поселенцы Руси создали союз «черных клобуков» – так славяне называли иноплеменников за высокие шапки из черного войлока, которые те носили. Обращает на себя внимание, что во всех летописных сообщениях берендеи и торки называются как два независимых друг от друга племени, отдельно действующих и после создания союза. Объединение черных клобуков было, по сути, формальным: и берендеи, и торки твердо помнили, к какому этносу принадлежат, занимали разные территории и никогда не смешивались.

Торки, прожив среди славянского населения почти два столетия, по духу своему оставались все теми же кочевниками. Они почти не изменили степных привычек и обычаев, по-прежнему жили в вежах (шатрах) при своих стадах и придерживались языческого погребального обряда. При раскопках курганов на реке Рось, в местах военных торческих поселений, образованных киевскими князьями для защиты Киева с юга, археологи находили в погребениях остатки луков, колчаны со стрелами, сабли, стремена, чучела или части коней. Там же, где были поселения берендеев, ничего подобного не найдено. С. А. Плетнева, доктор исторических наук, знаток истории и культуры кочевых народов средневековой Руси, предполагает, что подавляющее большинство их приняло христианство, поэтому погребения берендеев ничем не отличались от русских и располагались на общих кладбищах (христианские кладбища обычно не раскапываются).

По-разному складывались у этих двух народов и отношения с Русью. Берендеи никогда не были простыми наемниками, служившими только за плату, изначально жили со славянами общей жизнью и чувствовали себя частью древнерусского государства. Тогда как отношения с торками так и не стали по-настоящему прочными, и при первом неудовольствии они готовы были наделать русским князьям всяких хлопот. В летописях довольно часто встречаются сообщения «…заратишася торци», или рассказы об изменах торческих ханов, и ничего подобного нет о берендеях.

Еще один интересный факт отметил русский историк М. П. Погодин (1800—1875) работая с летописями: берендеи не только всегда упоминались отдельно от торков и печенегов, но и почти всегда первыми. 1153 год: Изяслав Мстиславич послал своего сына на половцев, «дав ему силу многу, Печенеги Каневские, и Берендей, и Торки, и Ижеславцы, и Порсяне»; 1169 год: «и ту придоша ему Берендичи вси, и Торци и Печенези»; 1162 год: «а Рюрик пойде ис Торцьского… и с Берендеи, и с Куи, и с Торкы, и с Печенегы».

Да-да, печенеги, разгромленные русскими дружинами в 1036 году, но окончательно не добитые, тоже входили в число черных клобуков. Уж сколько, казалось, натерпелась Русь от печенежских набегов, а как половцы пожгли их вежи, убили женщин и детей, пришли со своей бедой степные кочевники на Русь, и пожалела их Русь, дала кров и хлеб.

Не наше оно, не русское: «око за око».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизнь
Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение» Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение»

Первые две серии нового сезона «Фишер. Затмение»: чего ждать и к чему готовиться

Правила жизни
Какие ошибки снижают эффект лекарств Какие ошибки снижают эффект лекарств

Правила, чтобы лекарство принесло максимум пользы

Добрые советы
«Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах «Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах

Как Дэвид Линч снова доказал, что сериалы могут быть настоящим киноискусством

Правила жизни
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
Стать девушке солдатом на войне… Стать девушке солдатом на войне…

Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – сила
Ученые выяснили, какие продукты могут помочь лучше выглядеть с возрастом Ученые выяснили, какие продукты могут помочь лучше выглядеть с возрастом

Всего одно яблоко в день может замедлить старение нашего организма

ТехИнсайдер
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
«Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту «Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту

Как работает профессиональная видимость и можно ли превратить ее в стратегию

Forbes
Homo uillaris Homo uillaris

Человек дачный: эта фанатично увлеченная порода людей легкоузнаваема

КАНТРИ Русская азбука
Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен

Три новые натуральные пищевые добавки, расширяющие выбор безопасных красителей

Inc.
От свалок до цифровизации От свалок до цифровизации

Особенности управления мусорными отходами в РФ и в мире

Ведомости
Может ли у живого существа быть 8 мозгов: кажется, у осьминогов может Может ли у живого существа быть 8 мозгов: кажется, у осьминогов может

Как работают руки-щупальцы осьминога?

ТехИнсайдер
Трудный возраст Трудный возраст

История клуба «Зенит» соткана не только из побед, и это делает его сильнее

Ведомости
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Help! SOS! Help! SOS!

Отдых на даче показан всем, но некоторым в ряде случаев — особенно. Вот они

КАНТРИ Русская азбука
Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

Как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом»

Forbes
Следует ли вам чистить зубы до или после завтрака? Ученые наконец-то разрешили спор Следует ли вам чистить зубы до или после завтрака? Ученые наконец-то разрешили спор

Если дело доходит до утренней чистки зубов, когда это нужно делать?

ТехИнсайдер
Океан в деталях Океан в деталях

Пентхаус в Дубае в стиле европейского минимализма с атмосферой курортного отдыха

SALON-Interior
Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов

У капуцинов появилась традиция похищать и носить детенышей ревунов

N+1
Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания» Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания»

Экологи проверили правдоподобность популярной гипотезы об эскалаторе вымирания

N+1
Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой

Из-за чего падает облачность в Антарктике?

N+1
Не потерять лицо Не потерять лицо

Впервые про пластическую хирургию я подумала довольно давно

Afternoon Seasons of life
Ученые обнаружили древнего хищника с тремя глазами и зубастым ртом! Он жил 506 млн лет назад Ученые обнаружили древнего хищника с тремя глазами и зубастым ртом! Он жил 506 млн лет назад

В Берджесс нашли окаменелость необычного существа, жившего 506 млн лет назад

ТехИнсайдер
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Ходить, плавать замедляться Ходить, плавать замедляться

15 путешествий, для которых не нужны визы

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении