Грамотность: эволюция алфавитной культуры от иероглифов до эмодзи
Грамотность – не просто умение читать и писать, следуя правилам орфографии и пунктуации. Она включает в себя множество аспектов – от исторических и культурных до технологических и психологических. Грамотность является отражением времени и общества, в котором существует. Она включает в себя умение анализировать и интерпретировать информацию, критически мыслить, а также адаптироваться к постоянно меняющимся формам коммуникации. В эпоху цифровизации и глобализации грамотность становится не просто инструментом общения, но и ключом к пониманию сложного и многогранного мира, окружающего нас.
От тайного знания до массового навыка
В древних цивилизациях знание письменности носило элитарный характер. В Древнем Египте иероглифы были доступны жрецам и чиновникам, служа средством управления и религиозных обрядов. Папирусные свитки хранили тайное знание. В древних цивилизациях с их иероглифическим письмом акцент делался на запоминании знаков и символов. По словам канадского философа Маршалла Маклюэна, «грамотность начиналась как действо чистой памяти».
С переходом к алфавиту в античности появилась возможность анализа текста. По словам того же Маклюэна, «алфавитный человек мог впервые читать без участия слуха». Именно это заложило основы для развития критического мышления. В античности появились более простые алфавитные системы, такие как греческий и латинский алфавиты. Тексты стали более доступны для образованной публики. Грамотность постепенно переставала быть монополией жрецов и правителей.
Средневековье, однако, вернуло грамотности статус элитарного навыка, требующего понимания сакральных текстов. Духовенство было одним из немногих образованных сословий того времени, а книги по-прежнему оставались редкостью, которую хранили в монастырских библиотеках и переписывали вручную. В позднем Средневековье грамотность стала постепенно распространяться среди светской элиты, выходя за рамки духовенства. Этот процесс был частично обусловлен историческими событиями, такими как чума, которая сократила численность населения и повысила ценность образованных людей. Вторые и третьи сыновья в дворянских семьях, которых изначально готовили к церковной стезе, часто оставались в светской жизни и могли применить навыки чтения и письма в далеких от церковной жизни сферах.
Примером такого перехода может служить история Жака Ле Гри: умение читать и писать открыло рыцарю не самого знатного рода двери в высшие слои общества и обеспечило покровительство влиятельного графа – кузена короля. (Именно его история отражена в фильме «Последняя дуэль», 2021, реж. Р. Скотт). Еще одним примером является английский король Генрих VIII, печально известный своими многочисленными браками и их трагическими исходами, но мало кто знает, что второй сын первого Тюдора, которого готовили к духовной карьере, став королем, лично прочитывал все государственные документы.
Ирина Мурзак, кандидат филологических наук, доцент Института культуры и искусств, Московский городской педагогический университет (МГПУ):
Сегодня мы наблюдаем серьезные изменения в отношении к грамотности у молодого поколения. Объясняется это вовсе не отсутствием интереса к чтению, а скорее трансформацией самой коммуникационной среды под влиянием цифровых технологий.
Молодежь много читает, но чаще фрагментарно, по вертикали, что не способствует развитию навыков работы с текстом. Как преподаватель словесности в МГПУ, могу отметить ценность «горизонтального чтения» – внимательного, последовательного изучения литературного произведения. Это воспитывает и речевую культуру, и аналитические способности.
Падение уровня грамотности связано и с динамикой самого языка. Орфоэпические нормы становятся все более «подвижными» под влиянием СМИ и разговорной речи. Здесь важно находить баланс между языковыми изменениями и сохранением литературных традиций.
В МГПУ мы стараемся донести до студентов мысль, что владение грамотной письменной и устной речью – это не дань моде, а важнейший инструмент их будущей профессиональной деятельности. Это ключевой навык, повышающий конкурентоспособность на рынке труда.
Конечно, требуются новые педагогические подходы, учитывающие специфику цифрового поколения. Но ценность грамотности как таковой остается незыблемой. Наша задача – научить молодежь использовать все богатство русского языка для успешной коммуникации и самореализации в современном мире.
В эпоху Возрождения ситуация с грамотностью вновь начала разворачиваться к массовости. Появление книгопечатания в XV веке позволило сделать письменные тексты гораздо более доступными. По разным оценкам, если до изобретения Гутенберга в Европе насчитывалось не более 500 тысяч книг, то уже к 1500 году их было около 20 миллионов. Эта революция положила начало распространению грамотности среди более широких слоев населения.
Просвещение и научно-технический прогресс в XVII—XVIII веках ускорили этот процесс. С распространением книгопечатания в эту эпоху появилась потребность не просто воспроизводить тексты, но и анализировать, делать выводы, сопоставлять разные точки зрения. По словам Нила Постмана, американского культуролога, теоретика медиа, грамотность Нового времени «сделала возможным рассмотрение знания как космоса, который можно изучать, не обращаясь к высшему авторитету». Это коренным образом изменило когнитивные навыки человечества. Вслед за Библией и «Молотом ведьм», наиболее популярными книгами в то время, появились газеты, любовные романы, научно-техническая литература. Грамотность становилась необходимым условием для участия в культурной, общественной и политической жизни того времени.
Параллельно грамотность получила политическое измерение. В XVIII веке она стала инструментом борьбы за социальные преобразования в обществе. Яркий пример – во Франции накануне революции грамотность среди простолюдинов выросла с 29% до 50% всего за 20 лет. Лозунг «Свобода, равенство, братство» был бы немыслим без такого роста грамотности.
С XIX века началась эра всеобщей грамотности. Развитие школьного образования, появление библиотек, дешевой печатной продукции сделали чтение и письмо обыденными навыками для миллионов людей. Грамотность стала ключом к социальному прогрессу и расширению прав и возможностей людей. XX век принес новые медиа-технологии, которые в очередной раз изменили облик грамотности. Помимо традиционных навыков чтения и письма появилась необходимость уметь понимать язык фотографии, кино, телевидения. Медиаграмотность стала важной составляющей образования.
Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент:
Современный взгляд на образование часто кажется идеализированным: многие считают, что у нас уже есть все необходимые методы и инструменты для формирования грамотности. Однако реальность гораздо сложнее. Многие инициативы, например, проект «Осмысленное чтение», вызывают у меня удивление, так как они идут вразрез с тем, как по-настоящему формируется умение понимать и интерпретировать тексты. Я удивлена тому, что усилия прилагаются для создания дополнительных занятий по чтению, а не для разработки методик активного использования чтения и обсуждения, использования прочитанного на всех уроках в школе.