Дворец и храм
Жестокий и себялюбивый Ирод царствовал над Иудеей более трех десятилетий. И если как политика его вспоминают лишь с отвращением, то как строитель он был великим. Затеянные им грандиозные проекты на сто лет вперед определили облик Иерусалима. Может быть, мы и поныне видели бы памятники зодчества, оставленные царем Иродом Великим, если бы судьба Иерусалима не была так страшна. В 70 году, в конце Иудейской войны, этот город был разрушен, и теперь о тщетных усилиях царя Ирода преобразить свою столицу напоминают лишь легенды и рассказы очевидцев, бывавших в Иерусалиме в пору его тогдашнего расцвета.
Царь и его дворец
При Ироде Иерусалим преобразился. Реконструируя его, царь следовал римским традициям. Вместо узких загадочно извивавшихся улочек были проложены прямые широкие улицы. Разбиты просторные площади. Воздвигнуты величественные здания. Ближневосточная архаичная планировка уступила место новейшей римской. Иерусалим, как его представлял себе Ирод, должен был стать образцовым городом римского мира.
Очевидно, здесь воплотились и некоторые идеи самого иудейского правителя. Недаром израильский археолог Эхуд Нецер полемично сказал, что «Ирод родился великим инженером-архитектором, который в силу игры случая стал еще и царем», и это позволило ему реализовать давние мечты (П. Е. Люкимсон. «Царь Ирод», ч. II, гл. 5, 2015). Как определял его деятельность Эрнест Ренан, возведенные им постройки могли соперничать с лучшими «монументами античного мира своим грандиозным характером, совершенством выполнения и красотой материалов» («Жизнь Иисуса», гл. XIII).
Строительство шло прежде всего в Верхнем городе, где издавна проживали люди богатые и влиятельные. Здесь, в западной части Иерусалима, располагались резиденции хасмонейских царей, правивших Иудеей во II—I веках до новой эры. Здесь, в «заоблачных высях», жили иерусалимские первосвященники и сам Ирод. Иерусалим было не узнать к концу его правления.
Казалось, всё здесь заново отстроил или отремонтировал великий царь Иудеи. Здесь появились амфитеатр и ипподром. Была воздвигнута крепость с массивными башнями. Вырос царский дворец, словно перенесенный сюда, сказали бы мы, из волшебных сказок Востока.
С ним трудно было сравниться самым красивым виллам священников. Дворец был так прекрасен, утверждали античные авторы, что любые его описания смехотворны и все прежде известное меркнет в тени перед ним.
Дворец был бескрайним, как город. Он простирался на сто метров в длину и треть километра в ширину. Его гигантские комнаты были расцвечены мозаикой. Его пиршественные залы могли, писал Иосиф Флавий в «Иудейской войне», «вместить сотни приглашенных» (кн. V, гл. IV, 4). Большинство столовых приборов были изготовлены из золота и серебра.
Возводя свой дворец, царь Ирод, казалось бы, чудесным образом переместил его из Священного города на первые страницы Священного Писания, где изображена недолгая жизнь людей в Раю.
В саду, опоясавшем дворец, текла вода в каналах, простирались пруды, а вокруг «находились многочисленные башни для ручных голубей» (кн. V, гл. IV, 4). Обустроенные здесь фонтаны изливали воду из звериных голов. Подобная деталь, разумеется, оскорбляла чувства правоверных иудеев.
Расположенный на западной окраине нынешнего Старого города этот дворец был надежно защищен широким рвом и стеной высотой около 13 метров. Недаром впоследствии его облюбовали римские префекты. Они останавливались здесь, приезжая в Иерусалим. Именно во дворце Ирода Великого жил и Понтий Пилат, судивший Иисуса. И Ирод, и Пилат жили за этими мощными стенами, скажем мы, «как у Христа за пазухой».
…Дворец этот, как и все чудеса Иерусалима, погиб во время Иудейской войны. Все случилось еще в самом начале восстания. Дворец подожгли заговорщики, а римлянам оставалось лишь с трепетом взирать на то, как сами горожане готовы уничтожить всё в Иерусалиме – лишь бы город не достался захватчикам.
Священная перестройка
Царь Ирод прославил себя как строитель. Но как ни красив был его дворец, он не мог соперничать в великолепии с Иерусалимским храмом. Как говорили в те времена: кто не видел этого Храма, тот в своей жизни вообще не видел прекрасных зданий.
Да, именно при Ироде Великом, словно с небес, спустился на землю тот беспримерный Храм, о котором и две тысячи лет спустя будут с плачем вспоминать правоверные иудеи.
По преданию, первый храм в Иерусалиме построил в Х веке до новой эры царь Соломон на вершине одного из холмов. Холм был небольшим и мало подходил для грандиозных планов Ирода. Тот велел нанести сюда камней и песка, чтобы засыпать все рвы и овраги вокруг него и превратить его в настоящую гору. Только та могла соответствовать величию замыслов монарха.
Со времен царя Соломона иудеи считали свой Храм земным жилищем Бога. Ирод Великий превратил это жилище во дворец.
Ирод начал заново отстраивать Храм в 23/22 годах до н. э., «на 15‑м году своего правления» («Иудейская война», кн. I, гл. XXI, 1), или в 20/19 годах: «Ирод приступил при начале восемнадцатого года своего царствования к невиданному дотоле делу, а именно к перестройке храма Господня» («Иудейские древности», кн. XV, гл. XI, 1). Благодаря ему Храм стал подлинным чудом света, где, как писал Тацит, «были собраны огромные богатства» («История», кн. V, 8).
По своей архитектуре Иерусалимский храм был схож с такими грандиозными святилищами, возведенными в ранней Римской империи, как, например, Цезариум в Кирене (Киренаика, современная Ливия), который был посвящен обожествленному Гаю Юлию Цезарю, или храм Геркулеса Непобедимого (он был построен около 120 года н. э. близ набережной Тибра в Риме и был не таким большим, как Иерусалимский храм).
Историки сообщают, что царь Ирод заметно расширил общую территорию храмового комплекса, оградив его стеной, чья ширина достигала шести, а высота – 20 метров. Эта стена опоясывала громадный внутренний двор, где, окруженный портиками, на высокой платформе стоял собственно Храм.
Сегодня сохранился лишь фрагмент этой внешней стены – так называемая Стена Плача, расположенная на западном склоне Храмовой горы. Эта стена – вообще последнее, что осталось от Храма. Ныне она – величайшая святыня иудеев.
По Евангелию от Иоанна, когда Иисус пришел в Иерусалимский храм, строительные работы на Храмовой горе велись уже около полувека. В принципе, Храм тогда был почти построен. Он давно был освящен – в 9/8 годах до н. э. Там проводились церковные службы, но территория вокруг него все еще, вероятно, выглядела (хотя бы отчасти), как огромная строительная площадка. Около двадцати тысяч работников продолжали украшать Храм белым мрамором и известняковыми блоками, вырубленными в окрестностях Иерусалима. Возможно, власти не решались закончить строительство потому, что тогда пришлось бы уволить – буквально выбросить на улицу – множество рабочих, а это могло бы привести к беспорядкам в Иерусалиме и всей Иудее. Вот и приходилось придумывать для строителей-гастарбайтеров всё новые виды деятельности.