К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Знание – силаКультура

«Дом-комод» – новое начало

К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Дом-музей А П Чехова на Садовой-Кудринской улице – отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля – зовут «домом-комодом». «Живу в Кудрине, против 4‑й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод», – писал Чехов. Так и прилепилось к ладному двухэтажному зданию это прозвище. Здесь Антон Павлович жил с матерью, братом Михаилом и сестрой Марией 4 года. Переехали в 1886 году, когда А. П. Чехов еще публиковался в журналах под псевдонимом Антоша Чехонте и совсем недавно начал печататься под собственным именем в газете «Новое время». А уезжал отсюда Чехов уже состоявшимся писателем. Обо всем этом журнал «Знание – сила» рассказывал без малого семь лет назад в майском номере за 2018 год. Мы беседуем с нашим давним автором, заведующим отделом «Дом-музей Чехова» Эрнестом Дмитриевичем Орловым, кандидатом филологических наук, ученым секретарем Чеховской комиссии РАН, автором статей о творчестве и окружении А. П. Чехова, одним из ведущих специалистов, изучающих жизнь и творчество знаменитого писателя.

«Знание – сила»: Эрнест Дмитриевич, почти семь лет прошло с тех пор, как наш журнал опубликовал целый ряд материалов, посвященных Дому-музею Антона Павловича Чехова на Садовой-Кудринской. Что интересного произошло в жизни музея за эти годы и что планируется сделать в ближайшее время?

Предметы новой экспозиции в витрине-комоде и витрине-чемодане

Эрнест Орлов: Самое главное, что 1 апреля 2023 года, после довольно долгой реставрации и реэкспозиции, музей наконец открылся для посетителей. Но этот перерыв – время, пока шел ремонт, – дал нам возможность лучше продумать будущую экспозицию. Это уже пятая реэкспозиция в доме, и, конечно, непросто было приниматься за столь масштабный проект, но мы понимали необходимость изменений. Конечно же, мы опирались и на опыт прошлого, опыт создателей музея. Менее всего изменилась относительно аутентичная мемориальная часть музея, литературная экспозиция изменена с визуальной точки зрения полностью.

«ЗС»: Это оформление, попытка создать образ некий?

Э. О.: Да, конечно. И прежде всего образ писателя. Очень разного: и прошедшего медицинскую школу Московского университета, и принимающего пациентов, и пишущего ежедневно «с 9 утра до полудня и с вечернего чая до сна», и путешествующего, и писателя-дачника…

Посетители мемориального музея чаще всего ожидают увидеть именно обстановку, те предметы, которые были связаны с Чеховым и его семьей. Казалось бы, это возможно только при детальном воспроизведении личных пространств. Но оказалось, что это можно сделать и иначе. Чехов сам дает нам подсказки, и в том числе тогда, когда он дважды этот дом называет комодом. И грешно эту «комодную» историю было не использовать, поэтому у нас теперь в новой экспозиции есть такие шкафы-комоды. С одной стороны, это вполне понятная архивно-библиотечная форма, позволившая нам представить гораздо больше материалов, чем прежде было в экспозиции, а с другой стороны – это осмысленная, символически значимая форма. То, что мне очень нравится в новой экспозиции, авторами которой были мы с коллегами и художник Евгения Ионова.

А самое главное, что этот «комодный» способ показа позволяет создать у посетителей иллюзию прикосновения к подлинному предмету, и это замечательно. И плюс к тому, мы можем показывать подлинники, потому что они скрыты большую часть времени от света, впрочем, этот способ предъявления предметов дает возможность и заменять предметы. Придя в наш дом спустя год-два, можно уже на месте привычных вещей увидеть иные личные вещи Чехова.

Вообще в доме появились два основополагающих и повторяющихся элемента: это уже упомянутый образ комода и образ чемодана. Чехов все время в пути, он все время в движении. Желание «бежать, бежать» очень характерно для писателя… От неразрешимых семейных ситуаций, театральных впечатлений, шумных гостей. Да и писатель в принципе должен путешествовать, чтобы обрести какие-то новые впечатления, которые, быть может, лет через 15 только им будут использованы в каких-то произведениях. Вот поэтому появляется такая форма чемодана, витрины-чемодана и чемодана реального, начиная от чемодана с «таганрогскими впечатлениями», «сахалинского» чемодана до принадлежавших Чехову аксессуаров, связанных с путешествиями и переездами.

«ЗС»: Как изменился дом в ходе реставрации и реэкспозиции?

Э. О.: Дом стал очень светлым, гораздо светлее, чем он был до того. Во‑первых, мы добавили источники освещения: аккуратно в мемориальном пространстве добавили все-таки фонари. Во‑вторых, сыграл свою роль подбор обоев, тональность которых тоже преимущественно светлая. Залы пристройки 1960‑х годов стали более «театральными» благодаря выбранной цветовой палитре и использованным материалам. Полностью были заменены окна, двери, ткани, вход в музей стал более просторным, еще и со стеклянно-металлической пристройкой.

Конечно, есть и новые пространства в исторической части дома. При Чеховых некогда проходная комната, где практически никто никогда не жил, за небольшим исключением, превратилась в «летнюю комнату». Дело в том, что с осени 1888 по весну 1889 года здесь жил сын владельцев имения Бабкино, у которых Чеховы арендовали дачу в 1885—1887 годах, Сережа Киселев (старшее поколение может его знать как отца популярной цыганской певицы Ляли Черной (Надежды Сергеевны Киселевой) и как родоначальника замечательного актерского рода Хмелевых). И снова факт стал для нас импульсом к решению именно в этом пространстве рассказать о том, как проводили лето Чеховы. Здесь и виды Бабкина, и виды усадьбы Линтваревых под Сумами, где семья писателя останавливалась в 1888—1889 годах, и даже рыболовные снасти Чехова.

При ремонтно-реставрационных работах в комнате сестры, Марии Павловны, было обнаружено сейфовое окно. Вряд ли Мария Павловна о нем знала, но окно это мы решили оставить как очень тонкую ниточку, связывающую нас с началом московской чеховской коллекции, потому что именно с содержимого сейфа Марии Павловны, который хранился в банкирской конторе братьев Джамгаровых на Кузнецком мосту, по сути, началось собрание чеховского музея. В этом сейфе хранились рукописи Чехова, письма, какие-то заметочки, ценные, дорогие ей, некоторые фотографии, награды, принадлежавшие членам семьи.

«ЗС»: Сейфовое окно – имеется в виду место, где стоял сейф?

Э. О.: Да. К тому же у нас сохранился сейф-шкатулка Марии Павловны, и в этом сейфовом окне теперь он экспонируется как своего рода символ начала чеховской коллекции. Раньше мы его никогда не показывали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Красные и белые Красные и белые

Донесения белогвардейцев и немцев о беседах с бойцами и командирами РККА

Дилетант
Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Под знаком русской свастики Под знаком русской свастики

Иван Ильин печалился о том, что многое мешает развитию русского фашизма

Дилетант
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
В цветах Поднебесной В цветах Поднебесной

В этом интерьере дизайнеру удалось передать характер хозяина квартиры

Идеи Вашего Дома
Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР

Что такое ОКР, как проявляется диагноз и можно ли от него избавиться

Forbes
Атипичный персонаж Атипичный персонаж

Имя Ивана Николаевича Крамского — знаковое для всей русской живописи

Дилетант
Аллергия на холод Аллергия на холод

Холодовая аллергия – одно из самых парадоксальных заболеваний

Здоровье
Вот сбитень! Вот горячий! Вот сбитень! Вот горячий!

Сбитень-сбитенёк — пьёт его щеголёк, пьёт-попивает, сам похваливает…

Наука и жизнь
Следующее желание Следующее желание

В этой новогодней истории встретились две главные темы – Байкал и Новый год

Seasons of life
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать

Десять знаковых российских художников с уличным бэкграундом

Правила жизни
Жизневский Петербург Жизневский Петербург

Тихон Жизневский о сериале «Преступление и наказание» и актерской вере в сказку

СНОБ
Он мне изменяет? Он мне изменяет?

Неочевидные способы распознать обман партнера

Лиза
Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе

Сможет ли бизнес пользоваться ИИ, не создавая серьезных проблем?

Монокль
Роза пустыни в нашем доме Роза пустыни в нашем доме

Мода на так называемые бутылочные деревья принесла нам маленькое чудо — адениум

Наука и жизнь
Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России

Почему возникает рассеянный склероз и как современная терапия помогает людям?

СНОБ
Сюрприз под елкой Сюрприз под елкой

Полезные идеи для упаковки новогодних подарков

Добрые советы
Де Голль — ставка на «зеро» Де Голль — ставка на «зеро»

Шарль де Голль: пятая республика, сильная власть, отставка правительства

Дилетант
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев

За гробовой тишиной острова Гайола скрываются жуткие истории

ТехИнсайдер
10 самых полезных продуктов для сердца 10 самых полезных продуктов для сердца

Здоровье сердца во многом зависит от того, что лежит на нашей тарелке

Добрые советы
Дорогая моя Москва Дорогая моя Москва

Краткая история элитных районов Москвы

СНОБ
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор» Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор»

Меня начало воротить от театра и от актерской профессии — внутри была пустота

Коллекция. Караван историй
Камчатка: необычному региону — необычные законы Камчатка: необычному региону — необычные законы

Приоритеты деятельности регионального камчатского парламента

ФедералПресс
Немного ностальгии Немного ностальгии

Квартира в каменном доме XIX в. находится в историческом центре Краснодара

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении