«Зевс у Тициана — серийный насильник»: почему новая этика критикует музеи за классиков
Выставку Тициана в Бостоне критика назвала выражением сексуального насилия и эротизацией женских страданий. Forbes Life выяснил, как новая этика меняет взгляд на классические сюжеты в США и Европе, и предложил поразмышлять на эту тему директорам ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа
В бостонском Музее Изабеллы Стюарт Гарднер открылась выставка, где представлены шесть работ, созданных Тицианом по мотивам «Метаморфоз» Овидия. Для полноты картины к ним добавили «Смерть Актеона», задуманную венецианским мастером одновременно с остальными, но выполненную позже. Все полотна, которые сам Тициан называл «поэзиями», были созданы художником по заказу испанского короля Филиппа II. Все шесть работ воссоединились впервые за четыре столетия. Одна прибыла из Прадо в Мадриде, другие из коллекций Лондона и Эдинбурга.
Выставка в Бостоне — финальная гастрольная точка проекта, который уже побывал в Лондоне и Мадриде. В каждом из городов менялось не только название экспозиции, но и состав показанных работ. Во всех трех городах выставка вызвала совершенно разные отклики в прессе.
В Музее Гарднер история строится вокруг «Похищения Европы» из собственного собрания музея. Ради такого случая свою «Европу» бостонский музей отреставрировал. Выставку назвали «Тициан: женщины, миф и власть», а цикл «поэзий» дополнили двумя современными проектами. По замыслу кураторов они помогают переосмыслить Тициана в новую эпоху, поскольку затрагивают темы гендера, власти и сексуального насилия. Одна из современных работ — авторства Барбары Крюгер — оказалась на баннере выставки, размещенном на фасаде музея. Взяв за основу фрагмент картины Тициана «Диана и Актеон» с изображением переплетенных мужских и женских ног, Крюгер дополнила его словами «Язык тела» (Body Language). Вторая современная работа — девятиминутное видео «Похищение Европы» Патрика и Мэри Рид Келли, где мифические герои разыгрывают комические и трагические сценки, вдохновленные движением #MeToo.