Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало МираНаука

«В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Беседу вела Елена Ольшанская

Астрономической обсерватории Московского университета – 192 года! За это время астрономия стала одним из ведущих научных направлений в мире. Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ, образованный 90 лет назад, успешно продолжает и развивает научные традиции московских астрономов и остается лидером среди астрономических учреждений России. Корреспондент ЗМ встретилась с директором ГАИШ Константином Постновым.

– Константин Александрович, расскажите немного о вашем институте, о его направлениях и о его ученых.

– Мы – один из самых старых научных институтов в России. У нас работает более ста научных сотрудников по всем направлениям астрономии. Поскольку мы являемся институтом при Московском государственном университете, то одна из наших главных задач – обучение студентов, и мы, естественно, используем те направления науки, которые уже традиционно развивались в Астрономическом институте. Это классическая астрономия, фундаментальная астрономия, физика компактных объектов, нейтронных звезд, черных дыр. А также небесная механика, астрометрия, гравиметрия, которой традиционно активно занимался Московский университет еще в XIX веке. У нас очень сильные специалисты по теории гравитации и космологии, которую проверяют в реальных астрофизических исследованиях. И есть уже новые направления астрономии, которые возникли во второй половине XX века: астрофизика, звездная астрономия, исследования по космологии, по теории гравитации, многоволновая астрономия.

– Что значит «многоволновая астрономия»?

– Это сейчас популярный научный термин. Многоволновая астрономия изучает астрономические объекты комплексно при разной длине волны света: в инфракрасном, видимом, радио, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма диапазонах электромагнитных волн. Речь идет об инструментах, которыми мы пользуемся в обсерваториях в Крыму и на Кавказе. Наши исследования ведутся в основном с Земли. У нас есть двух с половиной метровый телескоп, который установлен на Кавказской горной обсерватории под Кисловодском и работает в оптическом и инфракрасном диапазонах.

– Вы работаете самостоятельно или в сотрудничестве с другими институтами?

– Мы, конечно, сотрудничаем с нашими коллегами. Это различные институты Академии наук, где работают еще и с радиотелескопами: Специальная астрофизическая обсерватория и Пущинская радиоастрономическая обсерватория ФИАН. И, конечно же, у нас большая коллаборация с Институтом космических исследований. Мы работаем с данными, которые получаются с борта космических обсерваторий, в частности рентгеновских обсерваторий в рентгеновском диапазоне. Ну, и у нас есть взаимодействие с Институтом ядерных исследований и Институтом ядерной физики МГУ (НИИЯФ) в части изучения космических лучей – космических релятивистских частиц, которые, попадая в атмосферу, создают широкие атмосферные ливни различных элементарных частиц. Наша основная наблюдательная база работает в оптическом и инфракрасном диапазоне, но мы также сотрудничаем со всеми коллегами, поскольку современные астрономические исследования развиваются во всем диапазоне электромагнитных волн. Кроме того, в настоящее время регистрируются космические нейтрино и космические лучи высокой энергии, а также гравитационно-волновые события, которые изучаются с помощью лазерных интерферометров и детекторов гравитационных волн. Наши сотрудники изучают астрофизические источники, которые могут давать все эти явления.

Астрономическая обсерватория Московского университета (на базе которого потом будет основан Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга) была основана в 1831 году, фотография 1864 г. ГАИШ

– Спектр очень богатый!

– Да, получается, что в нашем институте представлены все направления современной астрономии. А самые развитые – это наземные оптические, инфракрасные наблюдения. Плюс традиционно сильное направление – астрометрия – изучение движений, положений различных источников, причем не только в оптическом диапазоне, но и в радиодиапазоне.

– Есть реальные успехи?

– Конечно. Астрометрические исследования в радиодиапазоне с помощью космического радиоинтерферометра Радиоастрон позволили получить уникальные изображения радиоисточников с самым лучшим рекордным разрешением и увидеть детали с точностью, которая не достижима с Земли.

– Можете рассказать о серьезных научных достижениях ваших специалистов?

– Об этом очень много можно говорить, потому что все зависит от того, на каком промежутке времени мы хотим этот вопрос обсуждать. Скажем, в 1960-е годы в наш институт пришел академик Яков Борисович Зельдович, его школа релятивистской астрофизики была образована в нашем институте. Здесь им вместе с группой ученых была развита теория аккреции на нейтронные звезды и черные дыры. В нашем институте работал Иосиф Самуилович Шкловский, который потом перешел в Институт космических исследований со своими учениками. В 1960-е годы бурно развивалась многоволновая астрономия, радиоастрономия, ультрафиолетовая астрономия, инфракрасная астрономия. В послевоенные годы астрономия вышла за пределы земной атмосферы, позволяя изучать космические явления не только с Земли, тогда и был образован Институт космических исследований АН СССР, и многие наши сотрудники стали там работать.

Слева направо. Советский физик, профессор, академик АН СССР Яков Борисович Зельдович (1914–1987), основатель отечественной школы релятивистской астрофизики. Советский астроном и астрофизик, член-корреспондент АН СССР Иосиф Самуилович Шкловский (1916–1985). Является основателем школы современной астрофизики – отдела радиоастрономии Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга Московского университета и отдела астрофизики Института космических исследований АН СССР. mf.b37mrtl.ru. mirkosmosa.ru

– Как распределяется работа в институте между учеными?

– Всегда есть какое-то распределение. Кто-то очень активно работает в разных направлениях. Кто-то является мэтром в конкретной области. Наука – не дело индивидуалов, это коллективное дело. Поэтому у нас есть группы, которые занимаются телескопами на Кавказской горной обсерватории, есть коллеги, которые работают с рентгеновскими данными, есть сотрудники, которые занимаются теорией, гравитацией, космологией. И, скажем, у нас одна из ведущих мировых школ по теории аккреции вещества на компактные источники, на нейтронные звезды, на черные дыры. Да, есть ученые, которые работают более-менее индивидуально, но в целом наука устроена так, что более успешно люди работают в коллаборациях.

Кавказская горная обсерватория (ГАИШ) под Кисловодском. avatars.mds.yandex.net

– А студенты принимают участие в вашей работе?

– Да, конечно. На базе нашего института располагается три кафедры астрономического отделения физического факультета МГУ. Это кафедра астрофизики и звездной астрономии – я являюсь заведующим этой кафедрой. Это кафедра экспериментальной астрономии, заведующий кафедрой профессор Расторгуев. Есть кафедра небесной механики, астрометрии, гравиметрии, ею заведует профессор Жаров. На астрономическое отделение ежегодно поступает примерно 25 человек. С самых первых лет учебы студенты вовлекаются в научную работу. Они идут в ту или иную группу, выбирают себе научного руководителя. Как правило, это научные руководители из нашего института, хотя можно работать с нашими коллегами в Институте космических исследований, в Институте астрономии или в других смежных областях. Студентам в этом плане предоставлена полная свобода выбора. А потом на третьем курсе они распределяются по кафедрам, примерно по пять-семь человек. И дальше уже более детально изучают те или иные области. Мы ведь – базовый институт для подготовки астрономических кадров высшей квалификации в нашей стране, это наша главная задача. А для этого нужно и самим развиваться. Чтобы качественно подготовить студентов, нужно самим вести большую научную работу. Поэтому очень важно, чтобы научные исследования были на уровне мирового класса. Иначе не подготовишь специалистов высокой квалификации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Богатырский конь Богатырский конь

Лошадей, которые могут тяжеленные грузы возить, выводят с давних времен

Зеркало Мира
Один в поле картофель Один в поле картофель

«Меч короля»: Мадс Миккельсен и северный вестерн

Weekend
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези

Подборка современных книг, которые оперируют мифами разных народов

ТехИнсайдер
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей

Публикация в твиттере лишь незначительно влияет на частоту цитирования

N+1
«Если что-то я оставлю после себя – это дети и фильмы» «Если что-то я оставлю после себя – это дети и фильмы»

Наталия Кончаловская взяла интервью у отца, режиссера Андрея Кончаловского

Правила жизни
Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву» Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву»

Режиссер анимации Денис Чернов — почему «Смешарики» стали более взрослыми?

ФедералПресс
Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете

Наличие пароля еще не говорит о том, что ваш аккаунт полностью защищен

ТехИнсайдер
Переждать бурю Переждать бурю

Как помочь ребенку пережить гормональную бурю в 10-14 лет?

Лиза
«Нужны еще десятилетия»: как «Арифметика добра» уже 10 лет решает проблему сиротства «Нужны еще десятилетия»: как «Арифметика добра» уже 10 лет решает проблему сиротства

Как связаны помощь зависимым людям и число детей в учреждениях?

Forbes
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
10 самых уродливых автомобилей всех времен и народов 10 самых уродливых автомобилей всех времен и народов

Как машины со столь отталкивающей внешностью вообще могли попасть на конвейер?

Maxim
У всех своих причуды: 7 необычных традиций и примет российских космонавтов У всех своих причуды: 7 необычных традиций и примет российских космонавтов

В космосе свои традиции и суеверии — не менее странные, чем на Земле

ТехИнсайдер
Как мошенники использовали дипфейки премьер-министра Италии в «фильмах для взрослых» Как мошенники использовали дипфейки премьер-министра Италии в «фильмах для взрослых»

Джорджа Мелони судится с создателями порнографических дипфейков

Forbes
Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера

Следить за движением любого самолета в мире не сложнее, чем за доставщиком пиццы

CHIP
Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма

Кажется, что аскорбинки можно есть бесконечно. Но это не так

Лиза
Зона особого внимания: где и как выгодно строить бизнес Зона особого внимания: где и как выгодно строить бизнес

Что такое особые экономические зоны и зачем их создает государство?

ФедералПресс
Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен? Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен?

Неожиданная эволюция и популярность шансона в России

Правила жизни
Полет Гагарина Полет Гагарина

Как на самом деле проходил первый полет Гагарина в космос?

Знание – сила
Технологии безопасности Технологии безопасности

Как компании повышают надежность нефтепроводов

Наука
«Другой дом»: отрывок из романа американского классика Генри Джеймса «Другой дом»: отрывок из романа американского классика Генри Джеймса

Отрывок из драматического романа с элементами детектива от Генри Джеймса

Forbes
Стоит ли смотреть постапокалиптический сериал Стоит ли смотреть постапокалиптический сериал

Амазон выдал жестокое и веселое свинство по мотивам культовой игры "Фоллаут"

Maxim
Нзинга Мбади Нгола: как африканская королева 40 лет сражалась с колонизаторами Нзинга Мбади Нгола: как африканская королева 40 лет сражалась с колонизаторами

История африканской королевы, которая была готова пойти на всё ради своей страны

Forbes
Культовые кроссовки, выпуск 18: история New Balance 997 — классической беговой модели Культовые кроссовки, выпуск 18: история New Balance 997 — классической беговой модели

Беговая модель кроссовок, которые в свое время оценил даже Билл Клинтон

Правила жизни
От больших данных ждут большего От больших данных ждут большего

Рынок решений по хранению и обработке больших данных бурно растет

Монокль
Я художник, я так вижу Я художник, я так вижу

Об удачных ошибках в мире искусства

Grazia
7 правил, которые помогут выжить, если вы заботитесь о пожилом нарциссе 7 правил, которые помогут выжить, если вы заботитесь о пожилом нарциссе

Ваш пожилой отец, мать, бабушка — нарцисс? Вам никогда не удастся ему угодить

Psychologies
Дюжина лучших автомобилей для высоких людей — в цифрах и фактах Дюжина лучших автомобилей для высоких людей — в цифрах и фактах

Самые просторные новые модели автомобилей

Maxim
Говорят, мы бяки-буки: самые нестандартные бандиты в кино Говорят, мы бяки-буки: самые нестандартные бандиты в кино

Нестандартные экранные преступники, разрушающие привычный шаблон

Правила жизни
Открыть в приложении