Женское предпринимательство в арабских странах: как женщинам в России общаться с деловыми партнерами в Дубае
Женское предпринимательство в арабских странах — сложно, но возможно, если еще на начальном этапе изучить настроения на рынке и выбрать грамотную стратегию поведения. Как женщинам, особенно иностранкам, открыть здесь свой бизнес, какой реакции со стороны местного сообщества ожидать и в какие мифы относительно положения женщины в арабском обществе пора перестать верить, разобралась для Inc. предпринимательница и топ-блогер, автор подкаста «Матерь Бложья» Саша Митрошина, открывшая танцевальную школу MOOVA Space и студию для записи подкастов MBP Studio в Дубае.
Считается, что арабские страны, в частности, ОАЭ — перспективный рынок для открытия собственного бизнеса. Здесь много экспатов и туристов, адекватная система налогообложения и большой спрос на качественные проекты в разных нишах. При этом у приезжих, особенно женщин, есть опасения, что культурные особенности арабских стран способны помешать развитию проектов на местах: многие считают, что раз жители достаточно религиозны, то в бизнесе, как и в обычной жизни, придерживаются некоторых строгих правил.
Однако опыт показывает, что несмотря на некоторые трудности, предпринимательницы не сталкиваются с дискриминацией: наоборот, в ОАЭ к женщинам относятся уважительно, а препятствий для развития бизнеса крайне мало — причем в основном они бюрократические, а не гендерные.
Женщины и бизнес в арабских странах
Разумеется, опыт женщины-иностранки отличается от местной девушки-предпринимательницы: у этих двух категорий буквально разный набор прав. Очень многое зависит еще от региона: они отличаются между собой, а история показывает, что в прошлом некоторых из них у женщин было даже больше прав, чем сейчас.
Например, в середине ХХ века в Южном Йемене запретили полигамию, браки по принуждению, женщинам разрешили работать и появляться в общественных местах с непокрытым лицом. Но сегодня Йемен считается наихудшей страной для женщин: в рейтинге гендерного неравенства ООН он находится на последнем месте, доля участия женщин в экономике страны — 6%, а грамотных женщин в два раза меньше, чем мужчин.
Сегодня в арабских странах в разном соотношении существуют и либеральные, и патриархальные настроения: возврат к патриархату связывают с нефтяным бумом 60-х годов прошлого века, когда высшие консервативные слои обогатились и получили возможность пропагандировать свои взгляды в Арабском мире; либеральные же взгляды распространяются благодаря глобализации. Из-за этого отношение к женскому предпринимательству неоднозначное — и либеральное, и патриархальное одновременно.
С одной стороны, современные исследования показывают, что оно меняется. Так, в Египте, который 10 лет назад называли одной из худших стран для женщин, сегодня наблюдается рост числа женщин-предпринимателей. То же характерно и для других, традиционно консервативных регионов, как Бахрейн. Доля женщин в бизнесе в ОАЭ растет с каждым годом, женщины активно инвестируют в экономику страны: в июне 2023-го года объем этих инвестиций превысил $27 млрд.