Филипп Юрьев о Kitoboy — это настоящая одиссея, а не мрачный арт-хаус

РБКРепортаж

Режиссер Филипп Юрьев — о своем фильме Kitoboy, Чукотке и совпадениях

В прокат вышел Kitoboy — полнометражный дебют Филиппа Юрьева, забравший призы Венецианского фестиваля и «Кинотавра». Мы поговорили с режиссером о магии Чукотки и о том, почему его фильм — это настоящая одиссея, а не мрачный арт-хаус в духе Звягинцева

Анастасия Каменская

756026009811801.jpg
© Георгий Кардава

На днях режиссер Филипп Юрьев опубликовал в своем Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) скриншот полученного от зрителя сообщения. В нем тот просил вернуть потраченные на покупку билетов на фильм «Kitoboy» деньги, объясняя просьбу тем, что «фильм не понравился». Такой отзыв в отношении этого полнометражного дебюта скорее исключение, чем правило, поскольку на другой чаше весов — гран-при программы «Дни Венеции» Венецианского кинофестиваля и два приза «Кинотавра». Владимиру Анохову — за лучшую мужскую роль, Филиппу Юрьеву — за режиссуру. Впрочем, сам Юрьев уже не раз успел заметить, что отзывы и реакции зрителей для него ценны ничуть не меньше, чем мнение профессионального сообщества. К сопровождающему фильм успеху он относится с благодарностью, но спокойно, рассуждая в том числе о совпадениях и удаче. За последнее время он привык и к частым интервью, и к вниманию прессы, и к повторяющемуся вопросу «Что дальше?», но честности и иронии (за ними добро пожаловать во все тот же Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)) ничуть не растерял. И кажется, что этот разговор — лишнее тому подтверждение.

— Фильм уже вышел в прокат, так что теперь его может увидеть не только фестивальная публика. Вы, когда снимали, задумывались о том, кто он, ваш зритель?

 

— Я представляю своего зрителя. Человека, устроенного примерно, как я. И старался работать над историей максимально объективно с точки зрения себя. Я не очень, например, внимательный человек, не очень усидчивый, а в последнее время и вовсе стал все менее и менее гармонично воспринимать медленные и скупые, в каком-то смысле отшельнические фильмы, в которых полтора события на весь сюжет. Может быть, три года на сценарий, которые я потратил — это перебор, но я понимал, что просто не могу писать следующую сцену, пока предыдущая – неинтересная. В каждом эпизоде что-то должно быть, какая-то фишка, какой-то интерес. История должна меняться, она должна жить своей жизнью. И сейчас многие реакции зрителей показывают, что время я тратил не зря. Как минимум, им точно было нескучно. Вот знаете, сначала люди, когда впервые слышали про фильм, думали, что их ждет артхаусный сюжет про русский Север. И такие: «Ой, там, наверное, какой-то старик везет за собой тележку десять минут». А теперь выходят с совершенно другим ощущением. И то, что мы в фильм закладывали, они чувствуют, считывают.

— Вы снимали очень небольшой командой, меньше 20 человек?

 

Это было непростое решение, но снимать там по-другому нельзя. Ну и в целом, есть ведь фильмы, которые запросто — ну ладно, не запросто, но это возможно — могут снять 10-15 человек. Это истории документального характера, такие картины обычно не содержат сцены, грубо говоря, погонь, драк, сцены с лодками, сцены путешествий.

756026013486070.jpg
Георгий Кардава

— Вы ведь сейчас сцены из «Китобоя» перечисляете.

 

(Смеется.) По большому счету, мы понимали, что пытаемся обдурить систему и сделать большое, сложное кино путем работы десяти человек. И я, конечно, не раз столкнулся с реалиями этого решения, потому что они были невероятно трудными, но только так там все работает, нельзя было по-другому. Никакого «а давайте грим поправим», когда вокруг человек тридцать стоят, держат приборы, спрашивают что-то. Общая наша задача была максимально провалиться и никому не мешать, нигде не возникать, быть тише воды, ниже травы. Наша история рассказана документальным языком. Это и скромность повествования, и подход к изображению, вообще ко всему – я старался исходить из какой-то наивности, простоты истории, персонажей. И сами чукчи, и их культура — и наскальная живопись, и фольклор — состоит из очень, на самом деле, простых композиций, так что эта стилистика перекочевала в съемку. Чукотские предания и сказки часто говорят про героя-дурака, который уходит из своего дома, чтобы ответить на какие-то важные вопросы жизни. Он совершает путь, играет в кости с каким-то богом, обдуривает духов, вступает в схватку с нечистыми силами и в итоге приходит обратно домой. И я очень рад, что разделились мнения по поводу финала, потому что боялся, что он будет воспринят однозначно. Оказалось, что мнений гораздо больше, чем я думал. Даже не я, а моя команда, операторы Миша Хурсевич, Яша Мироничев, монтажер Саша Крылов, они в какой-то мере тоньше меня чувствовали, что есть вероятность — у этого фильма будут разные трактовки, и помогли мне так рассказать историю, что она не считывается в одну только сторону.

— В этом очень помогает, кстати, саундтрек. Там и Джонни Кэш с Джули Круз, и Симеон тен Хольт со своим Canto Ostinato. Вы сразу понимали, что нужны именно эти композиции, что они тоже задают контекст, дополняют сюжет смыслами?

 

— Я вообще не мог понять, какая будет музыка, копался, искал атмосферные треки. Кстати, первые пробы материала мы сделали еще за год до съемок, когда поехали в подготовительную экспедицию, и до сих пор остался этот тизер. Он показывает стилистику фильма совершенно иначе, чем сам получившийся «Китобой». Она задумывалась более кинематографичной, атмосферной, более глубокой с точки зрения звука. А потом я понял, что все нужно делать иначе. И когда на съемках стало все вырисовываться, появились — и очень смешно — эти композиции. У нас с собой не было интернета, и наш режиссер монтажа просто без спроса, как обычно он делает, начал ставить в отснятый материал какие-то свои треки, которые у него с собой были. И когда он первый раз мне это показал, я говорю: «Все, выключи звук, я не хочу. Зачем ты это делаешь?» А он все оставил, как было, показал так второй раз, третий. И я стал от этого отталкиваться, достраивать и собирать. Так что это не мои находки изначально. Потом мы, конечно, намучились с покупкой прав, что-то даже менять пришлось. Canto Ostinato – невероятная композиция Симеона тен Хольта, в невероятном исполнении голландского трио, которое играет на органе, это просто потрясающе. Действительно магия. Вся музыка добавила какого-то личного отношения к этим героям, доброй иронии. И главная задача здесь была – не испортить, не нарушить. Я вот, например, вырезал большое количество эпизодов. Опять же, чтобы не лишиться гармонии. Очень много резал. Те, кто смотрит сейчас фильм, не смогут, наверное, представить, что там были сцены, когда, например, за героем выстраивается настоящая цепочка из мотоциклов или когда его сажают в тюрьму.

— А не было жалко? Ну знаете, сценарий писали три года, над каждой строчкой думали, а потом приходится брать и отсекать. Как вообще понять, что это лишнее?

 

— На самом деле, нет, мне ничего не было жалко. И вообще странно как-то все это происходило, потому что я в какой-то момент вообще перестал заботиться о своей вот этой кропотливой режиссуре и о своем прекрасном сценарии, который я много лет писал. Это так глупо – держаться за свои изначальные задумки, когда все вокруг видят, что это полное дерьмо, что это не работает – какой-то переход, о котором ты мечтал. Или ты так хочешь, безумно привязан к сцене, как она у тебя написана. Пример хороший, как герой в конце должен был обязательно, у меня это был почему-то фетиш, встретить большой дорожный знак, что вот он в Америке, и он видит большой-большой этот знак. Мне казалось, что это очень важно снять. Все надо мной смеялись, и я не мог понять, почему. А потом пришел к выводу, что это действительно очень глупо. И такие вещи случаются, что ты начинаешь упираться в какие-то собственные измышления, и в этом плане я просто понял, что про сценарий надо, грубо говоря, забывать. То есть эта канва, понятно, уже наизусть выучена, но держаться вот этих изначальных идей, как и вообще строить из себя лидера на площадке было абсолютно бессмысленно. Первая половина съемок, материал, который мы смотрели, был настолько плохой, что я понял, что лучше бы смотреть на это как все остальные, то есть не пытаться быть человеком, который вечно отстаивает свою позицию, а просто реально понять, что тут делать надо, какой подход применить. То есть ты можешь быть таким режиссером, который стоит, не знаю, в стороне и типа как-то загадочно смотрит на все, и изображает, что он все знает, но ни один режиссер по факту не знает, что ему

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что говорит о нас наш дом Что говорит о нас наш дом

Организуя свой дом, мы воплощаем наши неосознанные влечения и инстинкты

Psychologies
Биоинженеры научились управлять стволовыми клетками РНК-интерференцией Биоинженеры научились управлять стволовыми клетками РНК-интерференцией

Для этого они создали липид-полимерные наночастицы, несущие siRNA

N+1
Юрий Левитас: «Мы начали использовать в фаст-фуде бизнес-модель IT-индустрии» Юрий Левитас: «Мы начали использовать в фаст-фуде бизнес-модель IT-индустрии»

Совладелец Black Star Burger Юрий Левитас открывает сеть закусочных «Фридог»

Forbes
Это мы еще посмотрим Это мы еще посмотрим

Российские кинодеятели рассказали, что ждет индустрию

GQ
Бегство наследника Бегство наследника

Алексей Петрович так боялся отца, что в итоге сбежал за границу

Дилетант
«Беременность – не приговор красивым формам» «Беременность – не приговор красивым формам»

Мама троих детей смогла похудеть на 17 кг и теперь учит этому других женщин

Худеем правильно
«Про девяностые мы будем говорить до конца своих дней» «Про девяностые мы будем говорить до конца своих дней»

Интервью Валерия Тодоровского о его новом проекте «Гипноз»

Weekend
Кто в лес, кто по дрова Кто в лес, кто по дрова

Что делать, если у родителей различаются взгляды на воспитание

Лиза
Валерий Тодоровский: «Школьником я и сам был пациентом в лаборатории гипноза» Валерий Тодоровский: «Школьником я и сам был пациентом в лаборатории гипноза»

Валерий Тодоровский рассказывает о своем новом фильме «Гипноз»

Grazia
Не терпи ПМС! Что такое предменструальный синдром и как он лечится Не терпи ПМС! Что такое предменструальный синдром и как он лечится

С ПМС знакома не понаслышке чуть ли не каждая девушка

Cosmopolitan
Климакс-контроль Климакс-контроль

Как отлично себя чувствовать и прекрасно выглядеть при менопаузе

Лиза
«Ведьмы» Роберта Земекиса: очень детское кино «Ведьмы» Роберта Земекиса: очень детское кино

«Ведьмы» — абсолютное торжество просчитанного наива

Esquire
Водный ресурс Водный ресурс

Краткий гид по Кавказским Минеральным Водам

Лиза
Как оставить офис и начать работать на себя: 7 шагов Как оставить офис и начать работать на себя: 7 шагов

Как начать собственное дело и пройти адаптацию к новой роли?

Psychologies
Периоды детского развития: младенчество Периоды детского развития: младенчество

Что происходит с ребенком в период от рождения до года

Psychologies
Имперские амбиции и рикошет санкций: почему российские стартапы не «выстреливают» на международном рынке Имперские амбиции и рикошет санкций: почему российские стартапы не «выстреливают» на международном рынке

Почему родина стартапа имеет огромное влияние на его международный потенциал

Forbes
Как Варвара Веденеева заработала миллион на ежедневниках. Главное из подкаста Forbes «Кассовый разрыв» Как Варвара Веденеева заработала миллион на ежедневниках. Главное из подкаста Forbes «Кассовый разрыв»

О бизнесе, построенном по счастливой случайности

Forbes
Как молоды мы будем! Как молоды мы будем!

Что нужно знать, прежде чем решиться на пластическую операцию?

Лиза
Поэт, байкер и еще 8 любопытных фактов из жизни Киану Ривза Поэт, байкер и еще 8 любопытных фактов из жизни Киану Ривза

Сегодня практически не найти киноманов, которые не знают, кто такой Киану Ривз

Cosmopolitan
«Мой идеальный декрет»: нормальная жизнь и никакого саморазвития «Мой идеальный декрет»: нормальная жизнь и никакого саморазвития

Не поддаваться влиянию соцсетей и быть счастливой мамой

Psychologies
Как прихожане добиваются открытия православных храмов в Венесуэле Как прихожане добиваются открытия православных храмов в Венесуэле

Кто построил православные церкви в стране Уго Чавеса

СНОБ
4 совета для людей, которые не умеют расслабляться (тебе нужен отдых) 4 совета для людей, которые не умеют расслабляться (тебе нужен отдых)

Когда «вдох-выдох» уже не помогает

Playboy
О питании зимой О питании зимой

Для поддержания себя в холодное время года особенно важно питание

Yoga Journal
«Реальной победы никто не добьется» «Реальной победы никто не добьется»

Политолог Алексей Малашенко — об иранском факторе в Нагорном Карабахе

Огонёк
Куда вложить деньги в условиях низких ставок по депозитам Куда вложить деньги в условиях низких ставок по депозитам

Как и чем заменить валютные депозиты

Forbes
9 странных причин, благодаря которым актеры получили свои роли 9 странных причин, благодаря которым актеры получили свои роли

Удар режиссера в пах, пятидневный запой и умение сильно вспотеть…

Maxim
«Пандемия сорвала маски: стало очевидно, кто на что способен» «Пандемия сорвала маски: стало очевидно, кто на что способен»

Почему пандемия повысит спрос на позитивный менеджмент в российских компаниях?

РБК
Как научиться запоминать имена и зачем это нужно делать: главные правила Как научиться запоминать имена и зачем это нужно делать: главные правила

Советы для тех, кто с трудом запоминает имена

Playboy
Как начать играть в ретроигры и где их найти Как начать играть в ретроигры и где их найти

Освоить золотую коллекцию игр сложнее, чем кажется.

Maxim
И тебя вылечат И тебя вылечат

Если тревожность и вспышки ярости стали вашими спутниками, пора к психотерапевту

GQ
Открыть в приложении