Забытая резиденция: история усадьбы Царицыно от «проклятого» дворца до чеховских дач
В 1775 году Екатерине II наскучили прогулки в Коломенском, и она отправилась осматривать соседнюю усадьбу. Название Черная грязь не смутило императрицу
Екатерина выкупила эти земли за 25 тыс. рублей и приказала построить здесь дворец. Так началась история Царицына.
Ценное приобретение
Село, на месте которого сегодня располагается Царицынский парк, постоянно меняло владельцев. В XVI веке оно принадлежало сестре Бориса Годунова Ирине и носило название «Богородское». В Смутное время самая короткая в России династия Годуновых (она состояла всего из двух правителей — Бориса и его сына Федора) пала, и Богородское было уничтожено.
На его месте появилась пустошь под названием Черная грязь, переданная во владение боярам Стрешневым. Они, в свою очередь, продали эти земли фавориту царевны Софьи Василию Голицыну. Когда к власти пришел Петр I, Черная грязь была конфискована у Голицына и подарена представителю молдавской знати Дмитрию Кантемиру. К слову, его имя в наши дни носит следующая после «Царицыно» станция метро — «Кантемировская».
Именно во владения Кантемира и забрела Екатерина II в мае 1775 года. Так она описывала первое впечатление от местности:
«Ея Императорскому Величеству прискучило бродить по лугам и долам села Коломенского, где предоставляется на выбор или мочить ноги, или карабкаться на горы наподобие козы; и вот, в один прекрасный день, Ея Величество изволила выехать на большую дорогу, которая ведет из Москвы в Каширу. Дорога привела к огромному пруду, рядом с которым был еще пруд больше и живописнее; и этот пруд принадлежал не Ея Величеству, а соседу ее князю Кантемиру. Ко второму пруду примыкал еще третий с извилистыми берегами».
После покупки Царицына Екатерина предложила известному в те годы архитектору Василию Баженову составить проект резиденции. По замыслу Баженова, надлежало построить не один дворец, а несколько автономных зданий — для самой императрицы, а также для ее наследника, кабинетных занятий и светских развлечений.
Одно из самых больших сооружений по баженовскому плану — Хлебный дом. Там, как нетрудно догадаться, должны были готовить кушанья для государыни. На двух фасадах здания были изображены буханка и солонка. Огромные ворота Хлебного дома Баженов спроектировал таким образом, чтобы через них свободно провозили дрова, продукты и кухонные принадлежности. Обширные подвалы Хлебного дома состояли из сорока хранилищ.
Сегодня в этом здании нет ни кухни, ни даже ресторана или кафе. Теперь внутри Хлебного дома располагается концертный зал для гостей Царицына.
Пока шло строительство резиденции, Екатерина часто бывала в царицынском парке. Для увеселений там возвели С-образный остров диаметром около ста метров. По легенде, на этом рукотворном острове фаворит императрицы Григорий Потемкин устроил фейерверк из трофейных пушек, привезенных прямо с фронтов русско-турецкой войны.
Другое предание связано с появлением в парке необычной постройки под названием «Башня-руина». Считается, что связано оно с трагической судьбой княжны Таракановой — мнимой дочери Елизаветы Петровны и графа Разумовского. Когда по приказу Екатерины II другой ее фаворит, Алексей Орлов, отправился в Италию на поиски самозванки, на корабле с ним оказался талантливый художник.
Живописец делал пейзажные зарисовки, и его внимание привлекла древняя крепость на Ионических островах. По возвращении на родину художник показал свои эскизы императрице. К удивлению многих, Екатерина II была очарована видом крепости и пожелала видеть такую же в Царицыне.
«Злой рок» и недовольная императрица
Строительные работы, тем временем, подходили к концу. В 1785 году государыня посетила дворец… и осталась чрезвычайно недовольна! Бросив: «Тут невозможно жить!», она повергла Василия Баженова в ужас. Архитектор с безупречной прежде репутацией был уязвлен многочисленными замечаниями монаршей заказчицы. А не понравилось Екатерине почти все: лестницы — узкие, будуары — тесные, апартаменты — темные.