К вам санитары, мистер Андерсон
Несмотря на то, что отдельные соцсети становятся экстремистскими, а иным грозят штрафами и закрытием, мы ни за что не перестанем ими пользоваться, а их развитие уже ничто не остановит. По просьбе «Сноба» писатель и сценарист Александр Цыпкин пытается нащупать, что с нами всеми будет и как мы продолжим распадаться на бесчисленное количество личностей, вмещая в себе подчас противоположные вкусы, политические позиции и фетиши.
Все, конечно, началось с соцсетей: и наше бессмертие, и наш бесконечный сплит. Я о сплите, описанном в одноименном фильме Шьямалана про расщепление личности. С той лишь разницей, что в нем героя считали сумасшедшим, а в соцсетях аналогичное поведение называют если не нормой, то просто развлечением. Но обо всем по порядку.
И начну я с еще одной бесконечности, подаренной нам Марком Цукербергом. Бесконечность выбора людей. Наши бабушки и дедушки за свою жизнь близко узнавали несколько десятков человек. Когда я говорю «близко», то имею в виду достаточно глубокое погружение во внутренний мир другого человека. То есть знакомство с его взглядами, вкусами, ценностями и характером. Не говоря уже о подробностях биографии и текущих событиях в жизни. Из этих десятков людей они выбирали себе супругов и друзей. Собственно, поэтому и выбирали себе мужей и жен из одноклассников, однокурсников и коллег по работе, потому что более выбирать было не из кого. Близкое знакомство с каждым новым человеком требовало времени и усилий.
А потом пришел Святой Марк, и человек получил возможность узнавать в день столько людей, сколько раньше узнавали за жизнь. Весь свой внутренний мир, да и внешний тоже люди выложили в мировой доступ. Садятся вечером верные друг другу супруги и начинают листать в телефоне десятки чужих душ и, разумеется, тел. Но души важнее. И как-то незаметно они уже более заинтересованы в очередном посте незнакомого им человека из Сети, нежели в разговоре со своим любимым или, может, уже в прошлом любимом человеке. Заметьте, никаких измен и как бы свиданий, кастинг проходит без нарушения этических норм. Читать чужие страницы никакой кодекс не запрещает. Разглядывание округлостей еще может вызвать приступ ревности, а вот чтение текстов о просмотренном фильме или прочитанной книге вряд ли. Хотя риск в увлечении душой, как мне кажется, гораздо выше, чем заинтересованность телом. Но это же у кого как, я о другом.