Родители-вертолеты и родители-тигры: кем быть, чтобы воспитать счастливого человека
Гарвардский ученый Рональд Фергюсон 15 лет проводил исследование с участием известных предпринимателей Кремниевой долины, политиков, спортсменов, музыкантов, а также их родителей. На выходе он получил формулу воспитания, которая позволяет получать выдающиеся результаты. Выяснилось, что у всех родителей таких детей было нечто общее — и это не социальный статус, этническая принадлежность или уровень материального благополучия. Все они придерживались похожих стратегий в воспитании. Объединив их опыт, Фергюсон сформулировал правила, которыми может воспользоваться любой родитель.
Экономист Рональд Фергюсон закончил Массачусетский технологический институт, а с 1983 года преподает в Гарвардском институте государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди. Главный фокус его исследовательского интереса — экономика образования и развития общества. Он убежден, что экономические проблемы можно решить, исправив ошибки в системе образования, а образовательное неравенство приводит к росту неравенства в зарплатах и, как следствие, к масштабным социальным проблемам.
Другая интересующая его тема — стратегии воспитания. Именно ей он посвятил написанную в соавторстве с журналисткой Татшей Робертсон книгу «Формула. Гарвардская стратегия воспитания успешных детей, которую может использовать каждый родитель» (выходит летом в издательстве «Бомбора»). Та самая «гарвардская формула» основана на глубинных интервью с добившимися впечатляющих успехов людьми и их родителями. Фергюсон уверен, что, применяя выведенные им правила, люди смогут помочь своим детям реализовать свой потенциал и стать умными, успешными и счастливыми. Forbes публикует отрывок из книги.
Восемь ролей родителя-мастера
Формула — это восемь различных ролей воспитания, каждую из которых в конкретный момент жизни ребенка играет один из родителей или оба (а в некоторых случаях другой член или друг семьи). Каждая из этих ролей представляет собой набор моделей поведения: действий и решений, которые человек принимает на протяжении многих лет. В то время как манера воплощения этих ролей в жизнь зависит от обстоятельств, в которых семья живет, и от взглядов родителей, их базовое описание одинаково во всех демографических условиях.
Партнер в раннем обучении
Партнер в раннем обучении — это стартовая и главная роль на протяжении первых пяти лет жизни ребенка, когда мозг развивается до 90% его максимального размера. Родитель, играя роль Партнера, проводит много времени с ребенком, занимаясь с ним развивающими играми или читая, стимулируя воображение ребенка и закладывая в нем стремление к знанию.
Библиотечные книги, которые читают и обсуждают родитель с ребенком, помогают подготовить ребенка к школе, а привычка задавать ребенку вопросы, ответы на которые ему приходится искать самому, помогает ему стать учеником, более уверенным в своих способностях.
Бортинженер
Бортинженер вступает в игру, когда ребенок идет в школу. Эта роль подобна должности бортинженера на космическом корабле, который следит за всеми устройствами на борту и готов в случае необходимости вмешаться в любой момент, чтобы что-то поправить. Родитель же в этой роли следит за тем, чтобы все люди и системы вокруг ребенка работали четко, правильно и в его пользу. Если же что-то идет не так — возникают проблемы с поведением, ребенок получает сомнительный отзыв на домашнюю работу или отношения между самоуверенным ребенком и упрямым учителем становятся натянутыми — Бортинженер вмешивается, чтобы найти решение.
Наладчик
Главная функция Наладчика также заключается в решении проблем, но там, где Бортинженер работает с системами, в которые их ребенок уже включен (обычно это учебное заведение), Наладчик действует как спасатель, устраняющий проблемы, которые могли бы отрезать ребенка от каких-либо возможностей. Иногда эта роль заключается в поиске союзника с более широкими возможностями, в том числе финансовыми, или с лучшим пониманием того, как работать с незнакомыми родителю структурами. Родитель в роли Наладчика похож на гидов, которых нанимают корреспонденты, чтобы выжить в незнакомой враждебной обстановке. Он также находит нужных людей и использует их ресурсы, чтобы добиться своей цели.
Первооткрыватель
В роли Первооткрывателя родитель показывает ребенку новые идеи: чему он может научиться, куда отправиться или кем стать в будущем. Рисуя картины того, кем он способен стать, Первооткрыватели показывают ребенку вещи, которые могут помочь ему увлечься чем-либо новым, а также знакомят его с возможностями, которые в перспективе будут ему доступны. Можно, например, водить ребенка на концерты, в музеи и на парады, что расширяет его кругозор, или показывать ему пример успешных людей, похожих на него.
Философ
Философ вступает в игру еще в детстве ребенка и остается активным, помогая ему найти свое призвание и цель в жизни. Родитель-мастер делится с ребенком своим мировоззрением, которое служит для ребенка ориентиром впоследствии. У родителей, которые вырастили успешных детей, живя в нищете, отправной точкой философии является то, что бедность — это неприемлемая судьба для ребенка.
Когда Элизабет Ли ездила с пятилетним Джареллом на автобусе и показывала ему шатающихся по улицам парнишек и мужчин, она смогла убедить его в том, что избежать такой судьбы можно с помощью старательной учебы в школе. Ее философия достижения успеха с помощью образования заставила его поверить, что он не только может, но и должен соревноваться с учениками из более обеспеченных семей, несмотря на то, что статистика свидетельствовала, что такие, как он, на это не способны. Сейчас Джарелл — выпускник Гарвардского университета, ставший директором школы еще до 30 лет.
Пример
Родитель в роли Примера учит ребенка своими действиями, а не только словами. Он ведет себя так, как в его представлении должен вести себя ребенок в будущем. Поведение родителей, отражающее их взгляды на мир, наглядно показывает ребенку, каким человеком его хотят воспитать.
Когда Джарелл рос, Элизабет ходила на курсы в колледж. Он вырос, наблюдая за тем, как она учится и читает, и при этом она еще успевала растить Джарелла и его сестер. Своим примером Элизабет показывала сыну целеустремленность, упорство, стратегическое поведение и стойкость, которые надеялась воспитать и в нем.
Посредник
Задача Посредника — подготовить ребенка к принятию самостоятельных решений и действий и воспитать в нем способность к самоопределению. В то время как Наладчик вступает в игру, решая серьезные проблемы, с которыми ребенок не сможет разобраться самостоятельно, родитель в роли Посредника готовит его к подобным ситуациям. Это не значит, что ребенок может принимать любые решения сам. Воспитывая независимость, Посредник вмешивается в ситуацию, если это необходимо, чтобы установить какие-либо рамки поведения, отговорить от плохого решения или указать на необходимые требования.