Учителя учителей
Преподаватели йоги и медитации о своих учителях и о том, почему учитель — это так важно.
Учитель медитации Борис Орион о Тит Нат Хане
Знакомство с учителем. Когда, я, как и многие другие, стал последователем Дзэн-мастера Тит Нат Хана, это стало неожиданным для меня самого. В то время в постсоветской Москве на рынке духовных услуг уже было полтора десятка разнообразных правлений, начиная, например, с «Сахаджа-йоги» и кончая печально известным «Аум Синрикё». Почему я выбирал то или иное, была ли предрасположенность? Сейчас, думая об этом, я полагаю, что это не только интеллектуальная притягательность буддизма для современного человека, но и совершенно новая общественная направленность буддизма, «изобретённого» Тит Нат Ханом.
Что стало важным для меня? В те времена я уже 10 лет преподавал йогу, но особых продвижений, как я думал, у меня не было. Когда я стал последователем Тит Нат Хана, я почувствовал за собой традицию в виде многих людей и многих веков. Возможно, это тривиально, а возможно, и очень существенно.
Личность Тит Нат Хана. Тит Нат Хан — известный миротворец, объединяющий людей всего мира. Недаром он был номинирован на Нобелевскую премию мира. Я понял это, когда попал в медитативный центр на юге Франции в дзэн-монастыре «Селение Слив». Общение там происходило под девизом: «Занимающиеся всех стран, соединяйтесь!» — и оно запомнилось на всю жизнь. Там царила дружественность людей, собравшихся со всего мира: Новая Зеландия и Соединенные Штаты, Канада и Польша… Я уверен, что по масштабу личности Тит Нат Хан сопоставим с европейскими гениями эпохи Возрождения или с великими дзэн-мастерами: Линьцзы, Догэн, Хакуин. Он писатель и поэт, детский автор и блестящий комментатор философских текстов, знаток современных и древних языков, признанный мастер каллиграфии. Поэтому позднее я не удивился, увидев в мировом центре буддизма в индийском городе Бодхгайя книги всего двух современных буддийских иерархов Далай-ламы ХIV и мастера Тит Нат Хана.
Сочетание простоты и сложности. Есть известная дзэнская притча: «Когда, я начал созерцание, горы были горами, а реки — реками (1). Когда я продолжил созерцание, горы перестали быть горами, а реки реками (2). Когда я, несмотря ни на что, вновь и вновь продолжал созерцание, горы снова стали горами, а реки — реками (3)». Поэтому простота профана [сентенция (1)] и простота пробуждённого мастера [сентенция (3)] выражаются одинаковыми словами, но являются совершенно различными состояниями! Таков же и опыт Тит Нат Хана, издавшего около сотни книг, переведённых на многие языки мира. Его книги понятны даже ребёнку, они в то же время основаны на трудах палийского и китайского канонов, философских произведениях мадхьямаки, виджнянавады и праджняперемиты. Всё, о чём говорит Тит Нат Хан, делает наполненным смыслами и в этом смысле является «философским камнем» алхимиков, превращающим в золото всё, с чем он соприкоснётся. Его книги читают по всему миру. Но, к сожалению, в России, на мой взгляд, встречи с книгами Тит Нат Хана в силу разных причин ещё не стали событиями.
«В дзэн особое значение уделяется практической медитации. Но о медитации не говорят, ею занимаются, и сотни часов медитации с последователями — это ни с чем не сравнимый духовный опыт».
Преподаватель йоги для женщин Елена Чупрова о Франсуазе Фридман
12 лет назад я пришла в йогу, и долгое время моими учителями были мужчины. От них я получила глубокие знания и основу для своей практики. В то время я практиковала универсальную йогу и йогатерапию, уже тогда я чувствовала, что йога — это моё, но не предполагала, насколько изменится мой путь в ней. Через 6 лет в 2013 году я попала на обучение по йоге для беременных. Я уже работала с женщинами, но когда они готовились к материнству, мы прекращали занятия. У меня был страх навредить, и мне не хватало знаний про женское тело. Йоге для беременных я училась у Марии Марковской (Семистрельной), и она стала моим проводником к Франсуазе Фридман. Новая практика очень отличалась от той йоги, что я знала раньше. Она была естественнее, плавнее, мягче. У меня случилось озарение: «Я женщина! Моё тело особое, у меня есть матка, женские циклы, моё тело предназначено для рождения детей. И заботиться о нём нужно по-особому».