Самое крупное в мире собрание работ знаменитой ювелирной фирмы

Культура.РФКультура

Путеводитель по музею Фаберже

Самое крупное в мире собрание работ знаменитой ювелирной фирмы и произведения других мастеров XIX—XX веков

Автор: Ирина Кирилина

0:00 /
2068.066

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся в 2013 году. Это первое в современной России негосударственное собрание федерального значения. В коллекции вы можете увидеть произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже: знаменитые императорские пасхальные яйца, ювелирные украшения и аксессуары, посуду, предметы интерьера. Здесь же представлены работы и других известных ювелиров конца XIX — начала XX века.

Шуваловский дворец

Музей Фаберже находится в Шуваловском дворце — одном из петербургских архитектурных памятников XVIII–XIX столетий. Его левое крыло возвели в 1780-х годах на берегу реки Фонтанки для графов Воронцовых. Правую часть здания пристроили позднее — в начале 1820-х, когда дворец уже принадлежал обер-егермейстеру Дмитрию Нарышкину. С 1846 года он перешел к родственникам Нарышкиных, графам Шуваловым, которые и владели им вплоть до революции.

Интерьер Шуваловского дворца (Музей Фаберже), Санкт-Петербург. Фотография: mitzo_bs / depositphotos.com
Шуваловский дворец (Музей Фаберже), Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Интерьер Шуваловского дворца (Музей Фаберже), Санкт-Петербург. Фотография: mitzo_bs / depositphotos.com

В начале 1920-х годов в Шуваловском дворце находился Музей быта. Затем здесь открылись Дом печати, где проводили свои творческие вечера писатели-обэриуты, Дом техники, а в 1960-х — Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

В 2006 году при поддержке культурно-исторического фонда «Связь времен» началась реставрация Шуваловского дворца, а в 2013-м здесь открылся Музей Фаберже.

Первый этаж и Парадная лестница

На первом этаже музея расположились гардероб, сувенирный магазин, билетные кассы. Здесь же можно купить аудиогид, заказать экскурсию или познакомиться со специальными программами для детей. Сама же экспозиция находится на втором этаже, куда можно попасть по Парадной лестнице. Ее построили в 1840-х годах по проекту архитектора Иеронима Корсини. В 1859 году лестницу реконструировали, над ней появился купол, украшенный лепниной. Сейчас на лестничной площадке можно увидеть бронзовые бюсты Николая I и императрицы Александры Федоровны, а также копию античной статуи Аполлона Бельведерского.

Рыцарский зал

С Парадной лестницы можно попасть сразу в несколько залов, но лучше всего начать осмотр по порядку — с Рыцарского. Такое название он получил потому, что украшен фризом, на котором изображен средневековый рыцарский турнир. На стенах зала — барельефы со сценами Отечественной войны 1812 года: эскизы к ним рисовал Федор Толстой-Американец, один из прототипов Федора Долохова в романе «Война и мир». Военная тема объединяет акварели Карла Пиратского и Петра Балашова, изделия из фарфора и серебра.

Терины (пара). Серебро. Начало 1760-х годов. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Пару серебряных супниц теринов изготовили в 1760-х годах по личному заказу Екатерины Великой. Императрица подарила их офицерам Пажеского корпуса. Ручки теринов выполнены в виде воинских регалий: щитов, шлемов, артиллерийских орудий. Каждый сосуд стоит на четырех фигурных ножках, его украшают орнаменты, которые были популярны в то время: волны, завитки и цветочные гирлянды.

Набор из двенадцати именных офицерских чарок в виде серебряных фуражных ведер. Серебро. Фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург. 1893 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Набор серебряных чарок, выполненных в форме ведерок для кормления лошадей, принадлежал офицерам лейб-гвардии Конного полка. На каждом предмете сохранилась гравировка с именем его владельца. Такие чарки часто дарили офицерам в качестве сувениров. Они также хранились в офицерских собраниях, где проходили все внестроевые мероприятия полка.

Этот набор чарок был изготовлен на ювелирной фабрике братьев Грачевых — одной из самых крупных фирм того времени, которая имела статус поставщика императорского двора. Фабрика Грачевых выпускала золотые и серебряные изделия, некоторые из них мастера украшали филигранью и цветной эмалью.

Ковш презентационный. Серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1891 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Серебряный презентационный ковш подарил офицерам Кавалергардского полка князь Владимир Оболенский — гофмаршал при дворе Александра III, близкий друг императора и его адъютант до коронации.

Ковш в стиле неорококо изготовил Юлий Раппопорт — главный серебряных дел мастер петербургского филиала фирмы Фаберже. Он украсил сосуд растительным орнаментом, а на завиток ручки поместил такого же орла, какие украшали шлемы кавалергардов в то время.

Красная гостиная

Из Рыцарского зала вы попадете в Красную гостиную. Здесь выставлены серебряные изделия знаменитых русских ювелирных фирм: Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых.

Ковш презентационный. Серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Ковш презентационный. Серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Нижнем Новгороде, князь Лев Голицын получил от Николая II награду за развитие российского виноделия. Император преподнес ему серебряный ковш с памятными надписями и вставками из красной эмали. На ручках ковша располагались фигурки орлов из серебра. Этот наградной сосуд изготовил Юлий Раппопорт — ювелир фирмы Фаберже, который был автором разных серебряных изделий, но особенно прославился скульптурными изображениями зверей и птиц.

Порткарандаш «Иван Калита». Серебро, розовый сапфир, изумруд. Фирма Карла Фаберже, Москва. 1899 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Еще одно изделие фирмы Фаберже, которое вы можете увидеть в Красной гостиной, — порткарандаш «Иван Калита». Это серебряная емкость для хранения карандашей — ювелир выполнил ее в виде литой фигуры московского князя Ивана Калиты. Он обхватывает руками мешок для денег — калиту, от которой получил свое прозвище. Этот мешок и служит подставкой для карандашей. Корону князя украшают вставки из розовых сапфиров и изумрудов.

Пресс-папье «Тройка». Серебро, полудрагоценный камень, малахит. Фирма Игнатия Сазикова, Санкт-Петербург. 1861 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пресс-папье «Тройка». Серебро, полудрагоценный камень, малахит. Фирма Игнатия Сазикова, Санкт-Петербург. 1861 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пресс-папье «Тройка». Серебро, полудрагоценный камень, малахит. Фирма Игнатия Сазикова, Санкт-Петербург. 1861 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Пресс-папье, изготовленное ювелиром Игнатием Сазиковым, было предназначено для того, чтобы удерживать важные бумаги на письменном столе. Им прижимали листы, чтобы они случайно не слетели и не потерялись. Кроме того, пресс-папье служило украшением рабочего места. Игнатий Сазиков поместил на малахитовую плитку серебряную скульптуру ямщика, управляющего тройкой лошадей. Это изделие вошло в коллекцию из 19 предметов, которые были украшены сценами из крестьянской жизни. В эту серию, помимо пресс-папье, включены были молочники, кувшины, кубки из серебра.

Синяя гостиная

Следующий зал музея — Синяя гостиная. В ней выставлены самые ценные экспонаты коллекции — драгоценные пасхальные яйца, которые Карл Фаберже изготавливал специально для Александра III и Николая II, а также для членов императорской семьи. Всего ювелир выпустил 50 таких подарков, в музее хранятся девять из них. Над каждым яйцом мастера работали около года: начинали сразу после Пасхи и заканчивали как раз к следующей Страстной неделе. Еще семь пасхальных яиц фирма Фаберже выпустила по заказу Варвары Кельх — наследницы сибирских золотопромышленников и предпринимателей Базановых. Из этой коллекции в Музее Фаберже хранятся два яйца — «Курочка» и «Шантеклер».

Пасхальное яйцо «Курочка». Золото, рубины, замша. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1885 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Курочка». Золото, рубины, замша. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1885 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Курочка». Золото, рубины, замша. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1885 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Курочка». Золото, рубины, замша. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1885 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Курочка». Золото, рубины, замша. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1885 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Первым изделием императорской серии стало яйцо «Курочка». Александр III подарил его на Пасху своей супруге — императрице Марии Федоровне. Ювелир вдохновился старинными пасхальными сувенирами — яйцами, внутри которых помещалась миниатюрная фигурка курочки. Но Фаберже не скопировал прежние образцы, а создал собственное произведение. Под фарфоровой эмалью скрывался «желток» из матового золота, в нем находилась золотая курочка, а внутри нее — еще два сюрприза: маленькая императорская корона и рубиновый кулон в форме яйца. Однако где они сейчас — неизвестно.

Пасхальное яйцо «Бутон розы». Золото, серебро, бриллианты, алмазы-«розы», кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1895 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Бутон розы». Золото, серебро, бриллианты, алмазы-«розы», кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1895 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Бутон розы». Золото, серебро, бриллианты, алмазы-«розы», кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1895 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Пасхальное яйцо «Бутон розы» изготовила фирма Карла Фаберже по заказу Николая II в 1895 году. Этот подарок предназначался для его супруги, Александры Федоровны. Ярко-красный эмалевый фон яйца украшали алмазные стрелы и гирлянды из листьев — они традиционно олицетворяли крепкие брачные узы. Внутри яйца находился сюрприз — бутон чайной розы, лепестки которого раскрывались, если нажать на секретную кнопку на коротком стебельке. В чашечке цветка помещалась миниатюрная императорская корона — сейчас она утрачена.

Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Коронационное». Золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1897 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Это яйцо создал мастер фирмы Фаберже Георг Штейн в честь коронации Николая II и его супруги. Сюрпризом внутри яйца стала точная копия парадного экипажа, в котором ехала императрица Александра Федоровна во время церемонии. Георг Штейн работал над миниатюрной каретой больше года по 16 часов в сутки. В это время он не раз посещал музей императорских экипажей, чтобы сравнить свою работу с оригиналом. Штейн повторил даже некоторые детали ходовой части, благодаря чему крошечная карета могла ездить и поворачивать точно так же, как настоящая. Обе ее дверцы открывались, изнутри спускались миниатюрные подножки. Внутри экипажа располагался еще один сюрприз — миниатюрное пасхальное яичко, подвешенное к потолку. В документах фирмы Фаберже упоминалось, что оно было изумрудным, но в инвентаризации императорских драгоценностей 1909 года говорится о яйце из желтого бриллианта. Возможно, императрица сама поменяла подвески, чтобы носить изумрудный кулон на шее.

Пасхальное яйцо «Ландыши». Золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Ландыши». Золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Ландыши». Золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Ландыши». Золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Ландыши». Золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Ландыши». Золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Ландыши». Золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Николай II подарил драгоценное яйцо «Ландыши» своей супруге Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Розовую эмалевую «скорлупу» украшали продольные алмазные полоски, а ее нижнюю часть обвивали золотые стебли с миниатюрными жемчужными цветами ландышей. Листья были изготовлены из зеленой эмали, бутоны дополняли крошечные бриллианты, которые имитировали капельки росы.

Внутри яйца располагался традиционный сюрприз — миниатюрные портреты самого императора и двух старших дочерей монаршей четы: Ольги и Татьяны. Их написал акварелью на пластинах из слоновой кости датский художник Иоганн Цейнграф.

Пасхальное яйцо «Шантеклер». Золото, жемчуг, серебро, алмазы-«розы». Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Шантеклер». Золото, жемчуг, серебро, алмазы-«розы». Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Шантеклер». Золото, жемчуг, серебро, алмазы-«розы». Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Шантеклер». Золото, жемчуг, серебро, алмазы-«розы». Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо «Шантеклер». Золото, жемчуг, серебро, алмазы-«розы». Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Яйцо «Шантеклер» для Варвары Кельх было изготовлено по образцу одноименного императорского подарка, который фирма Фаберже выпустила в 1900 году. На синем эмалевом яйце был круглый циферблат с действующим часовым механизмом, а сюрпризом служил золотой петушок, украшенный алмазами и эмалью: он поднимался из-за ажурной решетки. Это яйцо стало последним произведением Фаберже для семьи Кельх.

Золотая гостиная

Из Синей гостиной вы попадете в Золотую, где представлены так называемые фантазийные предметы фирмы Фаберже: камнерезные фигурки, миниатюрная мебель и предметы быта. Здесь также можно увидеть официальные императорские подарки — преимущественно кабинетские золотые табакерки и портсигары.

Портсигар с миниатюрными портретами великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны. Серебро, пробка, бриллианты, алмазы-«розы», кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Портсигар с миниатюрными портретами великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны. Серебро, пробка, бриллианты, алмазы-«розы», кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Портсигар с миниатюрными портретами великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны. Серебро, пробка, бриллианты, алмазы-«розы», кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Портсигар с миниатюрными портретами великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны. Серебро, пробка, бриллианты, алмазы-«розы», кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1898 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Одна из самых больших коллекций портсигаров принадлежала Николаю II. Эти предметы дарили ему члены семьи, придворные, послы других государств. В 1898 году императрица Александра Федоровна преподнесла супругу золотой портсигар, крышку его украшали миниатюрные портреты их дочерей — Ольги и Татьяны. Изображения были помещены в алмазные рамки, которые имели форму двух цветков. Эти портреты написал известный художник Константин Маковский.

Блюдо с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Золото, алмазы, нефрит. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Блюдо с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Золото, алмазы, нефрит. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Нефритовое блюдо с золотой отделкой и личными вензелями императорская чета подарила на свадьбу германскому кронпринцу Вильгельму и принцессе Цецилии в 1905 году. Это самое крупное блюдо, выпущенное фирмой Фаберже. Его золотые ручки украшены эмалевыми вставками и бриллиантами, которые образуют монограммы Николая II и Александры Федоровны.

Фигурка пляшущего мужика. Золото, сапфир, кварцевый песчаник, яшма, пурпурин, агат, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1910 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Фигурка пляшущего мужика. Золото, сапфир, кварцевый песчаник, яшма, пурпурин, агат, кость. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1910 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Миниатюрная каменная скульптурка, которая изображает каменного крестьянина, относится к «фантазийным предметам» фирмы Карла Фаберже. Это изделие в 1910 году купил Николай II за 850 рублей. Каждая часть фигурки вырезана из разных видов камня: лицо и руки — из розового кварца, борода — из уральской яшмы, тело — из агата и пурпурина. Отдельные детали соединяли при помощи специального клея. Глаза мужика выполнены из сапфиров, единственная деталь из драгоценного металла — пояс, скрученный из золотой проволоки.

Аванзал

В Аванзале Музея Фаберже вы увидите коллекцию ювелирных украшений, часов и других драгоценных аксессуаров. Здесь представлены броши, фоторамки с портретами членов императорской семьи, шкатулки и другие ценные предметы.

Рамка треугольная с фотографией великокняжеской четы Александра Михайловича и Ксении Александровны. Серебро, стекло, дерево, бумага. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1903 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Императрица Мария Федоровна регулярно покупала у Фаберже подарки для своих многочисленных родственников. Работы мастера высоко ценили и императрица Александра Федоровна, и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна, а также младшая сестра Николая II — великая княгиня Ксения Александровна. Такие личные подарки были менее официальными, чем те, которые полагались по протоколу, их чаще подбирали под вкусы родных и семейные традиции.

В треугольную рамку из серебра с гравировкой и чеканкой помещено фото великой княгини Ксении Александровны и ее мужа Александра Михайловича. Супруги одеты в русские костюмы, которые изготовили для них специально к придворному балу в честь 290-летия дома Романовых. Он состоялся в 1903 году.

Предметы с эмалью в жокейских цветах семьи Ротшильд. Золото, серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предметы с эмалью в жокейских цветах семьи Ротшильд. Золото, серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предметы с эмалью в жокейских цветах семьи Ротшильд. Золото, серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предметы с эмалью в жокейских цветах семьи Ротшильд. Золото, серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предметы с эмалью в жокейских цветах семьи Ротшильд. Золото, серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В 1908 году фирма Карла Фаберже изготовила настольный набор для представителя одной из богатейших банкирских династий мира — барона Леопольда фон Ротшильда. В комплект вошли коробка для сигар, письменный прибор, часы, нож для бумаг и печать. Все эти предметы были украшены эмалью темно-синего и желтого цветов: именно такие оттенки использовались в форме жокеев, которые участвовали в королевских скачках от семьи Ротшильд. Позже желтый и синий стали официальными цветами банкирской династии.

Брошь «Аллегория зимы». Золото, бриллианты, алмазы-«розы». Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1910 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Золотую брошь «Аллегория зимы» изготовил ювелир Альберт Хольмстрём. В центре украшения располагается изображение Купидона, который держит в руках погасший факел: он и олицетворяет приход зимы. Изображение заключено в овальную рамку с алмазными вставками. Сверху ее украшает бриллиантовый цветок с двумя симметричными веточками.

Белая гостиная

В экспозицию Белой гостиной входят изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова и московских артелей. Также здесь хранится коллекция фарфора XIX века.

Альбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Альбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Альбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Альбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Альбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Крышку для этого фотоальбома изготовили мастера придворной ювелирной фирмы Павла Овчинникова. Ее украсили эмалевые изображения мифических птиц сиринов и растительные узоры. В 1902 году альбом со снимками московских достопримечательностей подарили президенту Французской Республики Эмилю Лубе.

Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Серию декоративных фарфоровых тарелок «Розы» выпустили в 1820-х годах для князя Николая Юсупова. Роспись на них художники выполнили по образцам из трехтомного атласа «Розы», который составил Пьер-Жозеф Редуте — французский ботаник и придворный художник супруги Наполеона Бонапарта. На каждой тарелке помещалось не только изображение цветка, но и название его сорта.

Шкатулка в виде сундука с изображением гербов городов Рязанской губернии. Серебро. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1893 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Шкатулка в виде сундука с изображением гербов городов Рязанской губернии. Серебро. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1893 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Шкатулка в виде сундука с изображением гербов городов Рязанской губернии. Серебро. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1893 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Фирма Павла Овчинникова выпустила драгоценную шкатулку из позолоченного серебра, которую украшали гербы городов Рязанской губернии. В цельную композицию их объединил мелкий орнамент, мастера заполнили им промежутки между изображениями. Центр крышки украсила рельефная императорская корона — символ власти. Вероятно, ларец был изготовлен к 800-летию со дня основания Рязани.

Голубая гостиная

Следующий зал музея — Голубая гостиная. Здесь вы увидите драгоценные изделия с эмалью. В их числе — портсигары и шкатулки, которые украшены миниатюрными копиями знаменитых картин: «Витязь на распутье» Виктора Васнецова и «Слушают бандуриста» Константина Маковского. Также здесь представлены парные эмалевые шкатулки в виде императорских корон, бокалы для шампанского, выполненные в стиле традиционной русской росписи, и набор посуды для крюшона — горячего напитка, который подавали в большой емкости, а затем разливали по чаркам при помощи специального черпака.

Выставочный зал

В Выставочном зале музея представлены камнерезные изделия фирмы Фаберже и картины российских художников XIX столетия. Здесь можно увидеть живопись Василия Поленова, настольные часы с прозрачным глобусом и флакон для парфюмерии в виде головы китайца.

Василий Поленов. Задворки. 1892. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Художник Василий Поленов прославился своими пейзажами и жанровыми картинами. В коллекции Музея Фаберже представлен его этюд «Задворки». Мастер изобразил на нем вид деревни Тургенево: она находилась неподалеку от имения Меньшово под Подольском, куда Поленов приезжал на лето. Этот этюд стал результатом споров о пленэрной живописи, которые художник вел с Константином Коровиным: в итоге они оба сделали зарисовки одного и того же вида с одного ракурса. Несколько лет спустя Василий Поленов создал по мотивам этого этюда картину «Задворки. Деревня Тургенево».

Флакон парфюмерный в виде головы китайца. Золото, рубины, жемчуг, алмазы-«розы», жадеит. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1904 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Флакон парфюмерный в виде головы китайца. Золото, рубины, жемчуг, алмазы-«розы», жадеит. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1904 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Флакон парфюмерный в виде головы китайца. Золото, рубины, жемчуг, алмазы-«розы», жадеит. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1904 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В начале ХХ века российская аристократия увлекалась экзотической азиатской культурой. В моду вошли ювелирные изделия в китайском, японском, сиамском стилях. Один из таких предметов — флакон для духов из жадеита в виде головы китайца. Камень, из которого он изготовлен, близок по оттенку к нефриту — этот минерал в Древнем Китае считался священным. Крышка флакона имеет форму головного убора, украшенного жемчугом.

Настольные часы с глобусом. Золото, горный хрусталь, нефрит, металл. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Настольные часы с глобусом. Золото, горный хрусталь, нефрит, металл. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Настольные часы с глобусом. Золото, горный хрусталь, нефрит, металл. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Настольные часы с глобусом. Золото, горный хрусталь, нефрит, металл. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Настольные часы с глобусом. Золото, горный хрусталь, нефрит, металл. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Часы в нефритовом корпусе с глобусом из горного хрусталя изготовил ювелир Генрик Вигстрём. На прозрачную поверхность земного шара он нанес гравировку — основные морские пути мира. А на золотом обруче экватора мастер изобразил шкалу, которая позволяла определить время в разных концах света.

Готический зал

Готический зал располагается в помещении, которое раньше служило рабочим кабинетом графа Шувалова. Сейчас здесь выставлены православные иконы разных эпох в драгоценных окладах.

Василий Гурьянов. Икона «Господь Вседержитель». Серебро, дерево, полудрагоценный камень, темпера, масло. Фирма Ореста Курлюкова, Москва. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Искусствоведы предполагают, что икону «Господь Вседержитель» создал известный мстерский иконописец Василий Гурьянов. Серебряный оклад для нее изготовила ювелирная фирма Ореста Курлюкова. Вокруг основного изображения располагаются миниатюрные эмалевые образа Богородицы и святых, изображения крестов и цветные декоративные вставки.

Художник неизвестен. Икона «Избранные святые». Серебро, дерево, темпера, масло. Фирма Николая Тараброва, Москва. 1908 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Икона «Избранные святые» принадлежала кузине Николая II, великой княжне Марии Павловне. Она получила ее в подарок на свадьбу. На иконе изображены Мария Магдалина, апостолы Петр и Павел, а также Сергий Радонежский и Александр Невский. Имена святых совпадали с именами членов семьи великой княжны. Драгоценный оклад для иконы изготовила ювелирная фирма Ивана Тарабарова.

Михаил Дикарев. Икона «Святой Николай Чудотворец». Жемчуг, серебро, дерево, темпера, масло. Фирма Якова Мишукова, Москва. 1894 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Икону «Святой Николай Чудотворец» Николаю II подарили московские старообрядцы. Этот святой считался небесным покровителем императора. Его образ написал мстерский художник Михаил Дикарев, а оклад для иконы создал московский мастер Яков Мишуков. Оба автора сами принадлежали к старообрядческим семьям.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца XIX — начала XX века: импрессионистов и неоимпрессионистов. Здесь вы можете увидеть работы Пьера Огюста Ренуара и Константина Коровина. В этом зале также хранятся образцы русского фарфора, в том числе дворцовая ваза с росписью Федора Красовского.

Пьер Огюст Ренуар. Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже. 1893. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Картина «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже» относится к «перламутровому» периоду в творчестве Пьера Огюста Ренуара. В то время художник предпочитал использовать в своих работах нежные пастельные цвета и плавные переливы оттенков. В такой манере он писал не только пейзажи, но и портреты, натюрморты, жанровые сценки.

Константин Коровин. Лето в Гурзуфе. 1917. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Полотно «Лето в Гурзуфе» — автопортрет художника Константина Коровина, одного из самых известных представителей русского импрессионизма. Эту картину Коровин создал на своей даче в Крыму, где часто проводил летние месяцы. Портрет написан крупными широкими мазками, автор выбрал для него насыщенные яркие краски, которые передают атмосферу крымского лета.

Ваза c изображением цветов. Фарфор, бронза. Федор Красовский, Санкт-Петербург. 1859 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Ваза c изображением цветов. Фарфор, бронза. Федор Красовский, Санкт-Петербург. 1859 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Ваза c изображением цветов. Фарфор, бронза. Федор Красовский, Санкт-Петербург. 1859 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Дворцовую вазу с цветочной росписью изготовили в 1859 году на Императорском фарфоровом заводе. Александр II заказал ее в качестве рождественского подарка своему брату, великому князю Константину Николаевичу, и его супруге Александре Иосифовне. Над росписью вазы работал Федор Красовский — один из самых известных мастеров Императорского фарфорового завода, представитель знаменитой династии художников. В то время о них отзывались так: «…можно утверждать, что живых цветов никто и никогда не изображал на фарфоре с большим совершенством, чем Красовские». Кроме цветочного узора вазу украшает орнамент, который напоминает акулью кожу.

Как добраться до музея и купить билеты

Доехать до Музея Фаберже удобнее всего на метро — до станций «Гостиный двор», «Маяковская» или «Площадь Восстания». От «Гостиного двора» нужно будет пройти пешком около 10 минут в сторону Аничкова моста, до пересечения Невского проспекта с набережной Фонтанки, затем свернуть налево и пройти еще 100 метров. От «Маяковской» и «Площади Восстания» маршрут по Невскому тот же, но немного длиннее — такая прогулка займет около 15 минут.

Музей работает без выходных. Посетить экспозицию можно с 10:00 до 20:45. Кассы открываются в 9:30 и прекращают работу за полчаса до закрытия музея. В них можно купить билеты только на сегодняшний день. Если вам нужно приобрести их заранее или вы просто не хотите стоять в очереди — билеты продаются онлайн на сайте музея.

Интерьер Шуваловского дворца (Музей Фаберже), Санкт-Петербург. Фотография: Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Интерьер Шуваловского дворца (Музей Фаберже), Санкт-Петербург. Фотография: Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Интерьер Шуваловского дворца (Музей Фаберже), Санкт-Петербург. Фотография: Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Обратите внимание, что сейчас действуют особые правила посещения экспозиции, которые связаны с эпидемиологической обстановкой.

Верстка: Кристина Мацевич
Главная фотография: mitzo_bs / depositphotos.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Моя прелесть Моя прелесть

Марки, значки, открытки – в детстве все мы что-то коллекционировали

Лиза
Как создать собственную игру Как создать собственную игру

Создать собственную игру — голубая мечта многих геймеров

Популярная механика
Драгоценный металл: история иномарок в Советском Союзе Драгоценный металл: история иномарок в Советском Союзе

Купить иномарку в СССР было все равно что слетать в космос

GQ
Любящие мамы и милые леди: какими выросли красавицы-внучки Елизаветы II Любящие мамы и милые леди: какими выросли красавицы-внучки Елизаветы II

Наследники британской короны стали счастливыми родителями.

Cosmopolitan
Возраст и убеждения: причины, по которым женщины не испытывают оргазм Возраст и убеждения: причины, по которым женщины не испытывают оргазм

Почему женщины испытывают оргазм реже, чем мужчины?

Cosmopolitan
Бьюти-лайфхаки из интернета: проверим вместе с экспертами? Бьюти-лайфхаки из интернета: проверим вместе с экспертами?

Популярные бьюти-лайфхаки: какие из них действительно работают?

Cosmopolitan
Скелет человека в кандалах указал на рабство в римской Британии Скелет человека в кандалах указал на рабство в римской Британии

В римской Британии также процветало рабство

N+1
Пейзажи пустоты Пейзажи пустоты

Анна Толстова об Александре Гронском и недоверии ко времени и месту

Weekend
Как у Джиджи и Кайли: модный звездный маникюр, который можно повторить дома Как у Джиджи и Кайли: модный звездный маникюр, который можно повторить дома

Дизайн ногтей, который в тренде у мировых звезд

Cosmopolitan
Люди изменили ландшафт юго-западной Амазонии за тысячи лет до прибытия европейцев Люди изменили ландшафт юго-западной Амазонии за тысячи лет до прибытия европейцев

Искусственные острова преобразили природу на болотах Боливии 3500 лет назад

N+1
«Я не хочу ничего решать» — губительная позиция, считает Михаил Лабковский «Я не хочу ничего решать» — губительная позиция, считает Михаил Лабковский

«Я не хочу ничего решать» — позиция истеричных и инфантильных людей

Cosmopolitan
Как тысячи спутников разрушают озоновый слой Земли: ученые бьют тревогу Как тысячи спутников разрушают озоновый слой Земли: ученые бьют тревогу

Низкое качество алюминия в ступтниках негативно влияет на озоновый слой Земли

Популярная механика
Его хотели назвать Curva и с птицами он не связан: как появился шрифт Calibri, один из самых известных в мире Его хотели назвать Curva и с птицами он не связан: как появился шрифт Calibri, один из самых известных в мире

История шрифта Calibri, основного шрифта Microsoft

VC.RU
«Мама была права» и еще 8 фраз, которые не стоит говорить мужчине «Мама была права» и еще 8 фраз, которые не стоит говорить мужчине

Манипулятивные фразы, которые нельзя говорить людям, которыми ты дорожишь

Cosmopolitan
Как найти друзей и сохранить с ними отношения на долгие годы Как найти друзей и сохранить с ними отношения на долгие годы

Как открыться другому человеку? Как сохранить его в своей жизни?

Psychologies
«Я отношу себя к феминисткам». Отрывок из книги Ольги Нечаевой «Женщина с Марса» «Я отношу себя к феминисткам». Отрывок из книги Ольги Нечаевой «Женщина с Марса»

Глава «Мой личный феминизм» из новой книги Ольги Нечаевой

СНОБ
Личный опыт: почему руль Rolls-Royce Ghost жаль отдавать водителю Личный опыт: почему руль Rolls-Royce Ghost жаль отдавать водителю

За рулем нового Rolls-Royce Ghost точно стоит решиться на путешествие

Forbes
Бизнес до востребования: как польский предприниматель переизобрел почту Бизнес до востребования: как польский предприниматель переизобрел почту

Польский «почтовый король» вывел компанию InPost из кризиса благодаря постаматам

Forbes
30 вещей, которые нужно перестать делать к 30 годам 30 вещей, которые нужно перестать делать к 30 годам

Некоторые привычки после 30 тебе уже не понадобятся

Cosmopolitan
Не та длина, карманы не на месте: разбираем ошибки с мини-юбкой на примере звезд Не та длина, карманы не на месте: разбираем ошибки с мини-юбкой на примере звезд

Какие ошибки с короткой юбкой чаще всего совершают девушки

Cosmopolitan
Эволюция еды: история человечества, разложенная по тарелкам Эволюция еды: история человечества, разложенная по тарелкам

Как человек менялся вместе со своим рационом

Вокруг света
Усы, лапы, хвост: 7 удивительных памятников животным Усы, лапы, хвост: 7 удивительных памятников животным

Оригинальные монументы в честь братьев наших меньших

Вокруг света
Удивительные секреты Кейт Миддлтон и Меган Маркл: что раскрыл почерк герцогинь Удивительные секреты Кейт Миддлтон и Меган Маркл: что раскрыл почерк герцогинь

Эксперт проанализировала почерк британской королевской семьи: что она узнала?

Cosmopolitan
Естественный Медведев. Мысли о самом недооцененном политике современной России Естественный Медведев. Мысли о самом недооцененном политике современной России

Дмитрий Медведев мог бы стать президентом, способным повести страну вперед

СНОБ
Чем занять ребенка летом? Все «за» и «против» спортивных детских лагерей Чем занять ребенка летом? Все «за» и «против» спортивных детских лагерей

Летом перед родителями встает вопрос: чем занять ребенка во время каникул?

СНОБ
Я (не) один: как превратить отпуск в поиск единомышленников и новых знакомств Я (не) один: как превратить отпуск в поиск единомышленников и новых знакомств

Тревел-компании, которые предлагают новые знакомства, необычные обстоятельства

РБК
«Художник — не кузнец своего счастья»: как Франсиско Инфанте-Арана создал кинетическое искусство «Художник — не кузнец своего счастья»: как Франсиско Инфанте-Арана создал кинетическое искусство

Художник Франсиско Инфанте-Арана — о творческом пути, соавторах и арт-рынке

Forbes
Взгляд изнутри: 5 книг для тех, кто готов посмотреть на мировую историю без розовых очков Взгляд изнутри: 5 книг для тех, кто готов посмотреть на мировую историю без розовых очков

Книги, которые помогут трезво посмотреть на исторические события

Популярная механика
Как худели после родов Кейт Миддлтон, Меган Маркл и другие любимицы британцев Как худели после родов Кейт Миддлтон, Меган Маркл и другие любимицы британцев

Монаршие особы педантично относятся к своему рациону, особенно после родов

Cosmopolitan
«В IT много платят»: в какой компании стоит начинать карьеру «В IT много платят»: в какой компании стоит начинать карьеру

Отрывок из книги разработчицы Елены Правдиной о том, как преуспеть в IT

Forbes
Открыть в приложении