Страна Макландия
Как Миклухо-Маклай пытался переселить русских крестьян на Новую Гвинею
17 июля исполняется 175 лет со дня рождения Николая Миклухо-Маклая — великого русского путешественника, биолога, антрополога и этнографа, занимавшегося изучением аборигенов Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. В историю Миклухо-Маклай вошел как лучший друг папуасов и многолетний защитник интересов Новой Гвинеи. Гораздо меньше известно о том, как из заботы о папуасах родился фантастический проект создания на Новой Гвинее колонии русских крестьян и как он на несколько лет захватил российское общество.
1Деревня
26 августа 1881 года от берегов Новой Гвинеи отчалил британский корвет Wolverine, на борту которого находился знаменитый российский ученый и путешественник Николай Миклухо-Маклай. Он покидал остров в прекрасном расположении духа: только что ему удалось спасти от уничтожения целую папуасскую деревню населением в почти две тысячи человек.
История началась за несколько месяцев до этого, в марте 1881 года, когда жители новогвинейской деревни Кало загнали в лодки и забросали копьями христианских миссионеров. Погибло около 12 человек, в том числе три женщины и четверо детей, включая грудного младенца. Что стало причиной расправы, точно не известно. Возможно, миссионеры, что нередко случалось, проявили неуважение к местным порядкам и традициям, возможно — не слишком щедро одаривали местных жителей подарками и потому не сумели добиться их расположения; говорили также, что причина была в женщинах, вступивших в конфликт с деревенским вождем. Немаловажным был и тот факт, что миссионеры эти были не европейцами, а обращенными в христианство и получившими образование маори островов Кука, а потому большого пиетета у папуасов не вызывали.
Ни Новая Гвинея, ни острова Кука не были британскими колониями, но влияние британцев в регионе было велико — к 1881 году в управлении Великобритании находилось около 15 территорий в разных частях Океании. Именно поэтому разбираться с инцидентом в деревне Кало, взволновавшим местных колонистов, предстояло британцам. С этой целью из Австралии на Новую Гвинею и был направлен корвет Wolverine с 80 вооруженными солдатами под управлением командующего британскими военно-морскими силами в юго-западной части Тихого океана Джона Уилсона. Над деревней планировалось устроить показательную расправу: дома сжечь, плодовые деревья срубить, посадки уничтожить, жителей убить. Жестокость операции должна была служить для устрашения — чтобы впредь местные жители и не думали покушаться на послов западной культуры. Корабль уже был готов к отплытию, когда перед командующим Уилсоном неожиданно предстал русский ученый Миклухо-Маклай, решивший во что бы то ни стало заставить Уилсона отказаться от намеченного плана.
О происшествии в Кало и готовящейся операции Миклухо-Маклай, к тому моменту уже год живший в Австралии, узнал из газет, и новости привели его в волнение. Явившись к Уилсону, он стал убеждать его, что наказывать всю деревню несправедливо, что необходимо найти настоящих виновников и наказать именно их. Миклухо-Маклай настаивал, что устрашение — не самый эффективный метод коммуникации, а инцидент в Кало можно было бы использовать для сближения с жителями Новой Гвинеи и демонстрации им принципов цивилизованного суда и морали. «Таким образом туземцы поняли бы, что справедливость белых отличается от их справедливости, заставляющей их мстить за смерть кого-либо из своих убийством не того, кто виноват в этой смерти, а кого бы то ни было из жителей его же деревни». Пламенная речь русского ученого показалась Уилсону убедительной, и он согласился на предложение Миклухо-Маклая, при условии что тот лично возьмется сопровождать экспедицию и поможет провести расследование.
Wolverine прибыл к берегам Новой Гвинеи 21 августа. В течение нескольких дней в результате опросов миссионеров и местных жителей было установлено, что инициатором мартовской расправы был вождь деревни Квайпо, и 24 августа три отряда британских солдат вошли в деревню. Как записал в своем дневнике Миклухо-Маклай, «план вполне удался: вместо сожжения деревни и поголовного истребления ее жителей все ограничилось несколькими убитыми в стычке, в которой пал главный виновник убийства миссионеров, начальник деревни Квайпо, и разрушением большой его хижины».
Успех операции окрылил Миклухо-Маклая. Судьба Новой Гвинеи беспокоила его давно. К 1881 году она оставалась одной из немногих земель, еще не успевшей стать колонией, протекторатом, коронным владением или заморской территорией какой-нибудь европейской империи. Между тем к ней активно присматривалась одна из британских колоний — австралийский штат Квинсленд. Непосредственная близость острова к морским границам штата делала его отличным источником рабского труда для сахарных плантаций. Именно администрация Квинсленда и требовала от британских военных жестокой расправы над жителями Кало — угрозу от папуасов планировалось использовать как повод для аннексии острова. Политический подтекст карательной миссии был очевиден для Миклухо-Маклая, и именно он заставил его сначала лично явиться к Уилсону, а затем лично отправиться в Кало. Превращение Новой Гвинеи в колонию он воспринимал как катастрофу: с острова начнут вывозить ресурсы и рабов, взамен завезут алкоголь, огнестрельное оружие, болезни и проституцию. Как показывали многочисленные примеры, ничего хорошего колонизация туземцам не несла. Между тем с Новой Гвинеей и ее жителями Миклухо-Маклая связывали совершенно особые отношения — именно с этого острова когда-то началась его слава как ученого.
2Ученый
6 июля 1872 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили, что на Новой Гвинее скончался молодой российский естествоиспытатель Николай Миклухо-Маклай: «Потеря прискорбная, так как покойный подавал большие надежды и обнаруживал замечательную энергию и любовь к географическим и зоологическим исследованиям». Новость тут же перепечатали другие российские газеты, а за ними и европейские. Смерть мало кому известного прежде ученого за считаные дни стала настоящей сенсацией. Русское географическое общество, частично финансировавшее экспедицию Миклухо-Маклая, даже снарядило на остров клипер «Изумруд», чтобы подтвердить его гибель и забрать собранные им материалы. На Новую Гвинею корабль прибыл во второй половине декабря, но вместо останков ученого обнаружили его самого — живого, хоть и изрядно больного и истощенного. Спустя пять дней он покидал Новую Гвинею в статусе большого ученого и мировой знаменитости. Ему было 26 лет.
Николай Миклухо-Маклай родился в 1846 году. Его юность попала на годы общественно-политического подъема, вызванного отменой крепостного права, и Миклухо-Маклай не остался в стороне: в 15 лет, будучи гимназистом, на несколько дней попал в Петропавловскую крепость за участие в студенческой манифестации. Гимназии не окончил, поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, но и оттуда был выгнан не то за политическую неблагонадежность, не то за несоблюдение устава. Получать образование отправился в Германию — сначала в Гейдельбергский университет, затем в Лейпцигский и, наконец, в Йенский. В Гейдельберге, помимо естественных наук, Миклухо-Маклай всерьез увлекся утопическим социализмом и верность его идеям сохранил до конца жизни. В Йене он наконец нашел свое научное призвание и наставника — им стал Эрнст Геккель, немецкий испытатель, введший в науку понятия «филогенез» и «онтогенез». Говорят, под его началом Миклухо-Маклай так усердно работал с микроскопом, что заработал легкий паралич левой половины лица. Именно с Геккелем Миклухо-Маклай отправился в свою первую экспедицию на Сицилию. В течение следующих лет он побывал на Канарах и в Красном море, изучал морские губки и открыл два новых вида, описал аппарат плавательного пузыря у рыб и мозг акул, опубликовал несколько статей об эволюции живых организмов, несколько месяцев жил в цыганском таборе под Мадридом и изучал быт берберов в Марракеше. Одним словом, Миклухо-Маклай был специалистом широкого профиля и подавал надежды в различных областях науки, но самого его чем дальше, тем больше интересовали люди. Экспедиция, едва не стоившая ему жизни и принесшая ему славу, возникла именно из этого интереса. На Новую Гвинею Миклухо-Маклай отправился изучить географию, флору и фауну острова, но главное — анатомию, физиологию, поведение, быт и культуру населяющих его людей.