Что посмотреть и попробовать в Югре. Гид «РБК Стиль»
Тревел-журналист Тимур Юсупов побывал в Югре и рассказывает, как провести идеальный отпуск в одном из крупнейших нефтедобывающих регионов мира
Ханты-Мансийский автономный округ — мягко говоря, не самое известное у туристов направления. Сюда сложно найти тур, а друзья вряд ли восхитятся вашим желанием отправиться в отпуск в Югру. Но точно будут лайкать каждое фото оттуда и удивляться, что такие места есть всего в четырех часах лета от Москвы.
Нефть
«Наденьте, пожалуйста, костюм и каску. Без них нельзя», — проводит инструктаж девушка из «Лукойла». Наш микроавтобус едет на один из многочисленных кустов компании под Когалымом. Куст — это такое скопление нефтекачек, видимо, оттуда и название. Воображение рисует исполинские молоточки, которые, мерно покачиваясь, добывают нефть — такие, как я уже тысячу раз видел в фильмах.
Но реальность совсем иная: вместо огромных качалок хитрое переплетение труб, винтиков и каких-то приборов. Не такое уж и высокое — в один-два человеческих роста, не больше. После того как нефть выкачивают из-под земли, она попадает в нефтепровод и двигается на НПЗ — в Югре или за ее пределами. Там ее очищают, где-то доводят до готового продукта (например, бензина), но чаще до так называемой товарной нефти — чистого продукта без примесей, который и идет в продажу.
На следующем кусте я наконец встречаюсь с качалкой из фильмов. Она неспешно вынимает нефть из недр — раз в десять медленней, чем современные насосы. Именно поэтому качалок в округе становится все меньше и меньше — они просто менее эффективны.
Наш сопровождающий Василий рассказывает, что пока попасть на такую нефтяную экскурсию проблематично. Впрочем, расстраиваться не стоит — просто путешествуя по Югре вы увидите десятки кустов, НПЗ и прочих объектов нефтяной инфраструктуры. Ко многим из них можно подойти достаточно близко и рассмотреть все в деталях.
Когалым
Город удивляет ухоженностью и количеством красивых зданий. Когда один из наших попутчиков оговаривается, что задание администрации сделать все хорошо дали нефтяники, все встает на свои места. Для «Лукойла» Когалым — один из ключевых городов, что отражает название, в котором буква «К» — это как раз Когалым («Л» — Лангепас, «У» — Урай плюс транслитерация английского слова oil — «нефть»).
В Когалыме, где чуть ли не каждый второй работает на главном городском предприятии, на балансе организации стоят образовательные, медицинские и другие социальные предприятия. В городе появляются памятники работы Тима Макфарлейна, Сержа Габатулера, Зураба Церетели и других архитекторов и скульпторов. И даже детские площадки тут выполнены в форме нефтекачек и бензовозов «Лукойла».
В небольшом Когалыме находится один из крупнейших аквариумов России.
«Главное — не бояться. Делай обычные вдохи и выдохи. Сначала будет казаться, что воздуха не хватает, но это нормально — просто мозг боится», — успокаивает меня инструктор Владислав перед погружением к акулам.
Мы спускаемся под воду, я регулярно продуваюсь и стараюсь размеренно дышать, мы опускаемся все ниже и ниже. В какой-то момент поворачиваю голову и вижу в метре от себя огромную, в два раза больше человека, акулу. Это Даша, людей, по уверению Владислава, она не ест. Еще есть Соня, она немного поменьше.
Мы подплываем к огромному стеклу, и я опускаюсь на дно (глубина 4,5 м). Замираю и разглядываю морских обитателей. Им тоже любопытен неожиданный гость — рыбы подплывают все ближе и ближе, но в какой-то момент теряют ко мне интерес и отправляются по своим делам. На дне, у самого выплыва из аквариума лежит огромный, не меньше пары метров в диаметре (по крайней мере, так кажется) скат. От одного взгляда на него меня пронизывают неуправляемый страх, но мы, к счастью, всплываем.