Рождество по юлианскому календарю обречено превращаться в летний праздник

WeekendИстория

Старостильники: юлианский календарь как норма веры

Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева

Андреас Целлариус. Атлас «Гармония Макрокосмоса», 1708

Расчет дат Рождества по юлианскому календарю на 20 тысяч лет вперед показывает, что оно обречено постепенно превращаться из зимнего праздника в летний. Календарь этот неточен и потому неудобен, но следование ему удивительным образом стало для многих христиан духовной скрепой, позволяющей отделить «своих» от «чужих». Попытки календарных исправлений сначала сотрясли западное христианство в XVI веке, а потом, уже в XX столетии, вызвали капитальный разлад в христианстве восточном — и виды на его уврачевание пока не очень благоприятны.

Справка. Старостильники — общее название раскольнических группировок, возникших на протяжении ХХ века в порядке реакции на отказ ряда православных церквей от юлианского календаря. Соответствующий конфликт приобрел особую остроту в Греции, но и за ее пределами отношение к календарю остается важным пунктом разногласий между консервативной и либеральной стратами церковной общественности.

В 2100 году внуки наши будут наблюдать занятнейшее календарное явление. Хотя число этого года вроде бы без остатка делится на четыре, високосным он не будет: так устроен григорианский календарь, он делает из простого правила високосности редкие-редкие исключения. Но юлианский календарь этих хитростей не знает, и по старому стилю в феврале будет 29 дней. В результате возникнет сдвиг, который еще неизвестно как аукнется. Мы все привыкли, что между старым стилем и новым 13 дней разницы, и, например, юлианское Рождество 2099 года будет приходиться на все то же григорианское 7 января 2100 года. А вот в феврале из-за этого разноречия — 29 дней против 28 — все поменяется, к разнице прибавится еще один день, и 1 марта старого стиля придется уже не на 14-е нового, а на 15-е. Следующее Рождество, соответственно, нужно будет отмечать уже 8 января, и тут наверняка появится множество вопросов. Скажем, в текущих российских законах рождественский выходной закреплен именно за 7 января — значит, теоретически нужно будет вносить поправку в закон (и увеличивать на день продолжительность новогодних каникул); совершенно непонятно также, как к этому отнесутся простые верующие самой разной степени воцерковленности, несколько поколений которых накрепко заучили, что Благовещение — это 7 апреля, Успение — 28 августа, ну а «настоящее» Рождество — 7 января, и никак иначе. Как знать, может, и новый раскол появится — в дополнение к тем, что календарный вопрос уже породил.

Неизвестный французский автор. Карикатура «Аз есмь папа», около 1500

Если помните, первый общехристианский спор о календаре — точнее, о датах празднования Пасхи — дело II века. Эпидемия же старостильных расколов в православии случилась только в ХХ веке, но корни ее гораздо глубже. Как уверены многие, беда случилась в XVI столетии, когда папа Григорий XIII затеял свою календарную реформу.

Здесь, впрочем, нужно пояснение. Папа Григорий попытался реформировать в первую очередь не календарь как таковой: его интересовало прежде всего правильное празднование Пасхи в соответствии с решениями I Вселенского собора в Никее. Никейский собор постановил, что Пасху надлежит отмечать в воскресенье, следующее за первым весенним полнолунием, то есть первым полнолунием после весеннего равноденствия; этого решения свято придерживаются и поныне христиане Востока и Запада, причем все единодушно принимают 21 марта как дату упомянутого равноденствия. Но только по юлианскому календарю 21 марта убегает все дальше и дальше от истинного равноденствия, а значит, сдвигается от него и Пасха. Скажем, в текущем году полнолуние, которое отвечает условиям Никейского собора фактически, будет 28 марта, и надо тогда отмечать Пасху в следующее воскресенье — 4 апреля. Поскольку по юлианскому календарю это полнолуние будет не 28-го, а всего только 14 марта, то придется ждать еще лунный месяц — и потому юлианская Пасха будет только 2 мая. Дополнительно дело запутывается тем, что юлианская пасхалия вычисляет даты новолуний и полнолуний по формулам, которые составлены античными математиками в древней Александрии — а точность их серьезно хромает.

Вот эту несообразность реформа Григория XIII и стремилась устранить. Во-первых, поменяв систему пасхальных расчетов. Во-вторых — вернув даты обычного календаря на их «никейское» место путем вычеркивания 10 дней (за 4 октября 1582 года шло сразу 15 октября). А в-третьих — путем тех самых махинаций с високосными годами сделать так, чтобы впредь средняя продолжительность календарного года если и расходилась с движением солнца, то очень и очень медленно.

Католические страны, естественно, перешли на новый календарь оперативно. Протестантские встретили его в штыки. Можно себе представить, насколько это было удобно, когда в каком-нибудь Байрейте 1 апреля, а в соседнем Бамберге уже 11-е, но тем не менее протестантские государства Германии держались до начала XVIII века, а Англия — и до середины того же столетия. Православные иерархи Востока оказались значительно более принципиальными.

«Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове <...>, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых Соборов и хочет их изменить и ослабить,— да будет [он] анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных». (Постановление Константинопольского собора 1583 года)

Проблема была с новой пасхалией, согласно которой христианская Пасха может оказаться слишком ранней — опережать Пасху иудейскую или совпадать с ней, а это вроде как противоречит и евангельскому ходу событий, и обычному толкованию древних правил на сей счет. Но в психологическом смысле неприятнее всего было то, что само рождение григорианского календаря имело вопиюще конфессиональную окраску: это был «папежский» календарь, добро бы еще его ввел какой-нибудь светский правитель, но ведь нет же; принять его, получается,— признать, что римский антихрист с его буллами тебе указ.

Конечно, к ХХ веку само существование григорианского календаря в светском быту стало уже привычным, и, скажем, когда какая-нибудь Болгария перевела свой гражданский календарь на новый стиль в 1916-м, это было не очень и катастрофично: только бы церковный календарь не трогали. Но к этому времени все чаще начали звучать голоса в пользу того, что и церковный календарь нуждается в пересмотре, и особенно громко эти голоса зазвучали после Первой мировой.

Удивительное все-таки было время — то, что казалось неподъемным, неприступным, на глазах рассыпалось в прах, утопическое и несбыточное стало выглядеть вполне осуществимым. В меняющихся политических обстоятельствах порыв к единению и обновлению захватил и иерархическую верхушку православного Востока: внезапно оказалось, что один из самых насущных вопросов церковной современности — как бы сделать так, чтобы все христиане на земле отмечали главные праздники своей веры одновременно, «едиными устами и единым сердцем». И в 1923 году патриарх Константинопольский Мелетий (Метаксакис), который успел за свою жизнь (1871–1935) побывать также и архиепископом Афинским, и патриархом Александрии, собрал для решения этого и других насущных вопросов Всеправославное совещание.

Совещание, по большому счету, никому ничего диктовать не могло, и решения его носили скорее рекомендательный характер, но зато это был самый радикальный набор рекомендаций за всю новую и новейшую историю православия. Клирикам разрешили коротко стричься и носить штатское, белым священникам и дьяконам разрешили вступать в брак после посвящения в сан; была анонсирована подготовка к если не Вселенскому, то Всеправославному собору, который должен был утвердить эти и другие нововведения. А главное — был предложен новый календарь.

Не григорианский, нет! Разработал его сербский астроном Милутин Миланкович, а название для него придумали подчеркнуто тактичное: «новоюлианский». У него своя система високосов, так что в результате он гораздо точнее григорианского, но в ближайшие несколько столетий разница еще не набежит, так что даты по новоюлианскому календарю будут аккуратно совпадать с григорианским «новым стилем»,— и здесь уже нарисовался соблазн. По поводу Пасхи совещание высказалось еще решительней, предложив отказаться от старинных вычислительных формул и назначать дату Пасхи в точном соответствии с астрономией.

Многие православные церкви реагировали на все это не без скепсиса, но в Греции под нажимом правительства новостильный календарь ввели и для гражданского, и для церковного употребления практически сразу, в 1924-м. Предостерегающие голоса, указывавшие на русский опыт XVII века, услышаны не были, так что почти сразу же обозначился и серьезный протест против реформы — вылившийся в раскол, который существует до сего дня.

Фактическая история этого раскола вроде бы не так уж протяженна, но зато изуверски сложна. Сначала греческие старостильники были просто протестным сборищем без полноценной иерархии; потом, уже в 1935-м, они переманили к себе несколько архиереев официальной церкви и составили таким образом свою «Церковь истинно православных христиан Греции». Но уже через два года начали конфликтовать по поводу того, является ли введшая новый календарь государственная Элладская церковь схизматической совершенно или только потенциально,— и так возникли два больших сообщества «флоринитов» (названо в честь митрополита Флоринского Хризостома, 1870–1955) и «матфеевцев» (в честь епископа Вресфенского Матфея, 1861–1950).

«С 1 февр. большевистское правительство ввело календарь по новому стилю. Так что теперь уже считается у нас 21 февр. Это „реформа", с которой большевизм, пожалуй, и справится, хотя и то... Едва ли!» (Владимир Короленко, дневник, 8 февраля 1918 года)

Это было только начало. На протяжении десятилетий раскольнические группировки, откликаясь в том числе и на политическую обстановку на Балканах, прихотливейшим образом дробились, объединялись, ссорились, мирились, анафематствовали, переманивали епископов друг у друга и со стороны, перетягивали приходы и монастыри. И продолжают делать это до сих пор: только в Греции сейчас действует десяток «истинно православных» старостильных церквей (за вычетом фактически прекративших свое существование юрисдикций, которых тоже много). Кроме того, отдельные «экзархаты», «митрополии» и «синоды» старостильного направления действуют по всему миру; иногда это учреждения почти призрачные, но вот, например, старостильная церковь Румынии претендует на солидный охват в 2 млн верующих.

Уильям Хогарт. «Предвыборный банкет», 1755

Канонические православные церкви меж тем наладили по календарному поводу подобие status quo. Большая их часть в течение ХХ века перешла на новоюлианский календарь (и справляет, например, то же самое Рождество 25 декабря). Церкви Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская держатся юлианского календаря, как и монастыри Афона, формально находящиеся под омофором патриарха Константинопольского. На официальном уровне никто никого за этот календарный выбор не укоряет, тем более что в порядке компромисса ровно все православные юрисдикции (за исключением православных Финляндии) договорились справлять Пасху по-старому, в соответствии с древней александрийской пасхалией. Казалось бы, идиллия по блаженному Августину: «в главном единство, во второстепенном свобода, во всем любовь».

Но на деле о календаре продолжают спорить все и всюду вне зависимости от юрисдикционной принадлежности. И главными спорщиками в любом случае оказываются сторонники старого стиля, уводящие простой разговор об очевидных астрономических фактах (а на чем еще прикажете основывать какой бы то ни было календарь?) в туманные дебри, как выражался апостол Павел, «негодных и бабьих басен»: тут вам и масоны, и паписты, и эсхатология. Многочисленные тома апологий старого стиля базируются, в сущности, на одном-единственном хромом умозаключении: если досточтимые отцы наши жили по одному календарю, а мы выбираем другой, то мы от них отрекаемся и плюем им в лицо; безнадежно прагматическая инновация язычника Гая Юлия Цезаря тем самым нечувствительно превратилась в христианскую реликвию, в икону, которую трогать — ни-ни.

И когда «левая» сторона спрашивает: «А что же вы будете делать после 2100 года?» — «правая», усмехаясь, отвечает, что это уж слишком далеко, незачем загадывать, наверняка миру столько не прожить: поглядите, что на свете творится, последние времена. И это очень симптоматично. На самом деле проекты исправлений календаря возникали задолго до папы Григория XIII, в поздней Византийской империи, но и там их похоронили: дело сложное, чревато расколами, да и второе пришествие наверняка «при дверех» — так и нечего, значит, приниматься. Редко когда бывает так отчетливо явлен основной мотив любого человеческого консерватизма, проступающий под высокими речами о «наследии отцов» и «сакральном времени». На нашем веку авось и по старинке все сработает — ну а потом хоть потоп.

Фото: wikipedia.org; Sir John Soane’s Museum; Andreas Cellarius

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Занимательная критика Занимательная критика

Остатки древней цивилизации: встреча с настоящими минойцами на острове Крит

Вокруг света
Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры

Почему дискриминация по возрасту опасна в первую очередь для женщин

Forbes
Аграрный связной Аграрный связной

Как немец Штефан Дюрр использует 630 000 га российской земли

Forbes
«Технокопы» против Трампа: как IT-компании стали крупными политическими игроками «Технокопы» против Трампа: как IT-компании стали крупными политическими игроками

Превращая в маргиналов большие группы граждан, цензоры только ожесточат их

Forbes
Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает» Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Почему любая покупка вредит природе

РБК
Тайский бренд обвинили в использовании труда обезьян для сбора кокосов — продажу товаров остановили 28 тысяч магазинов Тайский бренд обвинили в использовании труда обезьян для сбора кокосов — продажу товаров остановили 28 тысяч магазинов

Chaokoh использует труд обезьян на фермах в Таиланде

VC.RU
Tesla начала выпуск электромобилей без руля. Вместо него появился штурвал Tesla начала выпуск электромобилей без руля. Вместо него появился штурвал

Илон Маск в очередной раз удивил автомобильный рынок

Популярная механика
Кэри Маллиган: «Меня всегда поддерживали родители» Кэри Маллиган: «Меня всегда поддерживали родители»

Кэри Маллиган о новом проекте и о первом поцелуе с Ди Каприо

Cosmopolitan
Парадный выход Парадный выход

Квартира в историческом доходном доме у Патриарших прудов

AD
Лён да лён кругом: как отмечать льняную свадьбу и какие подарки дарить Лён да лён кругом: как отмечать льняную свадьбу и какие подарки дарить

На четвертый год брака отмечается льняная, восковая или веревочная свадьба

Cosmopolitan
Что скрывается за тканью мироздания: первые следы гравитационного фона Вселенной Что скрывается за тканью мироздания: первые следы гравитационного фона Вселенной

Астрономы: удалость отследить во Вселенной стабильный "фон" гравитационных волн

Популярная механика
Юрий Беккер: Свидетели самоизоляции Юрий Беккер: Свидетели самоизоляции

Отрывок из книги Юрия Беккера «Свидетели самоизоляции» о буднях людей в локдауне

СНОБ
Старая Земля: почему важно открытие планеты у одной из древнейших звезд в Галактике Старая Земля: почему важно открытие планеты у одной из древнейших звезд в Галактике

Астрономы открыли планетную систему у одной из древнейших звезд Галактики

Forbes
2 препятствия, которые мешают нам отделиться от токсичных родителей 2 препятствия, которые мешают нам отделиться от токсичных родителей

Какие шаги помогут выпутаться из паутины токсичной семьи?

Psychologies
Правила жизни Элайджи Вуда Правила жизни Элайджи Вуда

Правила жизни актера Элайджи Вуда

Esquire
Офисный дресс-код Офисный дресс-код

Грань между работой и жизнью все больше стирается

AD
Создан универсальный способ отследить риск развития аутизма у ребенка Создан универсальный способ отследить риск развития аутизма у ребенка

Система отслеживает факторы риска развития аутизма у ребенка в крови его матери

Популярная механика
Ученые вырастили древесину в пробирке Ученые вырастили древесину в пробирке

Исследователи надеются, что подобная технология позволить вырубать меньше лесов

N+1
Антипохмелин от MAXIM: самые эффективные способы экстренного отрезвления Антипохмелин от MAXIM: самые эффективные способы экстренного отрезвления

Секретные трюки избавления от похмелья

Maxim
«Представьте, что вы на Burning Man»: как отдыхать на Байкале без вреда для природы, но с пользой для себя «Представьте, что вы на Burning Man»: как отдыхать на Байкале без вреда для природы, но с пользой для себя

Куда ехать и как отдохнуть с комфортом на Байкале?

Forbes
7 самых дурацких (и вредных!) современных диет 7 самых дурацких (и вредных!) современных диет

Диеты, к которым точно не надо прибегать, если ты хочешь сохранить здоровье

Maxim
15 правил совместной жизни, которые ты не обязан соблюдать 15 правил совместной жизни, которые ты не обязан соблюдать

Почему романтические идеалы вредны и как с ними бороться — советы психолога

Maxim
Праздник, который всегда с тобой Праздник, который всегда с тобой

Андрей Подшибякин: мы любим праздники, но относимся к ним специфически

GQ
Смотрите женщину! 10 самых сексуальных амплуа в истории кино Смотрите женщину! 10 самых сексуальных амплуа в истории кино

Самые сексуальные женские амплуа в кино и лучшие актрисы, воплотившие их

Maxim
Топ-7 лучших программ для просмотра фотографий в Windows Топ-7 лучших программ для просмотра фотографий в Windows

Для просмотра фотографий в Windows 10 можно установить удобную программу

CHIP
Земля глазами инопланетян. Отрывок из книги Нила Деграсса Тайсона «Астрофизика начинающим» Земля глазами инопланетян. Отрывок из книги Нила Деграсса Тайсона «Астрофизика начинающим»

Отрывок из книги Н. Деграсса, в которой он отвечает на вопросы о Вселенной

СНОБ
Мадс Миккельсен Мадс Миккельсен

Правила жизни датского актера Мадса Миккельсена

Esquire
Косметические проблемы, которые могут означать серьезную болезнь: не пропусти! Косметические проблемы, которые могут означать серьезную болезнь: не пропусти!

Иногда банальный прыщик или шелушение — это симптомы болезни

Cosmopolitan
Дочь Майкла Джексона и еще 5 детей погибших звезд: как сложились их судьбы Дочь Майкла Джексона и еще 5 детей погибших звезд: как сложились их судьбы

Чем занимаются дети умерших звезд?

Cosmopolitan
«Хам забрал чужую невесту!»: Яна Поплавская разозлилась на героя «Иронии судьбы» «Хам забрал чужую невесту!»: Яна Поплавская разозлилась на героя «Иронии судьбы»

Яна Поплавская кардинально изменила свое мнение о культовой новогодней комедии

Cosmopolitan
Открыть в приложении