Окончательная смена декораций
Как Гриша Брускин из официального художника опять стал неофициальным
В Государственной Третьяковской галерее досрочно закрыта выставка Гриши Брускина «Смена декораций»: по официальной версии ГТГ, персональная выставка знаменитого московского художника, которая открылась 22 марта и должна была продлиться до 24 июля, закрылась «по техническим причинам». При этом информация о проекте была удалена с сайта музея, как будто бы выставки и вовсе не было. Сам художник утверждает, что ему о случившемся известно не больше, чем изданию «Артгид», которое связало закрытие с распоряжением Министерства культуры РФ. Закрытие это показательно — всего пять лет назад Гриша Брускин был титульным художником в российском павильоне в Венеции.
«Смена декораций» — так называлась инсталляция Гриши Брускина, сделанная в 2017 году для павильона России на 57-й Венецианской биеннале. Сегодня российский павильон в Джардини пуст и закрыт: еще 27 февраля художники Александра Сухарева и Кирилл Савченков, которые должны были представлять Россию на нынешней, 59-й Венецианской биеннале, отказались от участия, заявив, что искусству нет места в сложившихся политических обстоятельствах,— их решение поддержали куратор, администрация павильона РФ и руководство биеннале. Но в 2017-м российский павильон был полон публики, падкой до эффектных зрелищ: в нем показывали красивое мультимедийное шоу с оживающей в дополненной реальности скульптурой группы Recycle, танцевальным видеоперформансом Саши Пироговой и театрально-теневой инсталляцией «Смена декораций» Гриши Брускина, занявшей весь piano nobile щусевского терема.
Поднявшись по лестнице, зритель попадал в темные комнаты с фирменными брускинскими фигурками, отбрасывающими жутковатые тени или же тонущими в монструозных видеопроекциях, и эти белые статуэтки-иероглифы разыгрывали вечный как мир спектакль на тему «Толпа и власть». Иероглифы складывались в своеобразный словарь мифологем тоталитаризма, символов насилия и подчинения — словарь этот, как всегда у Брускина, был составлен на материале языка всей мировой визуальной культуры, высокой и низкой, от Шумера и Аккада до советской парковой скульптуры и наглядных пособий по гражданской обороне. Прологом к спектаклю служила композиция с чудовищным идолом в виде механического двуглавого