Трижды безземельный
Среди противников Робин Гуда нередко фигурирует сам принц Джон, он же король Иоанн Безземельный, которого нередко называют худшим правителем в истории Англии.
Перечитать «Айвенго»
Трудно быть монархом: любая нехватка чего-то мешает править и вызывает критику, а то и насмешки подданных. Бездетный король, безумный король, безродный король — не дай бог остаться с таким «грузом» в памяти потомков. И единственному Иоанну в истории английской короны тоже пришлось несладко.
Перенесёмся ненадолго в ту сравнительно недавнюю пору, когда компьютеров ещё не было, а «Библиотека приключений», кино и телевидение уже были и мальчишки и девчонки вместо «стрелялок» и «бродилок» погружались в страницы книг и прилипали к теле и киноэкранам. «Айвенго» Вальтера Скотта, один из лучших рыцарских романов мировой литературы, и фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», вышедший в советский кинопрокат в 1983 году, заставляли грезить о тех стародавних временах, когда Честь и Отвага были не пустыми словами…
«Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф...»
С той поры большинство «Айвенго» не перечитывало и не пересматривало — дети выросли, у них появились иные заботы и другие любимые произведения. Вернёмся ненадолго к замечательной книге нашего детства…
«В ту пору английский народ находился в довольно печальном положении. Ричард Львиное Сердце был в плену у коварного и жестокого герцога Австрийского. Даже место заключения Ричарда было неизвестно; большинство его подданных, подвергавшихся в его отсутствие тяжёлому угнетению, ничего не знало о судьбе короля. Принц Джон, который был в союзе с французским королём Филиппом — злейшим врагом Ричарда, использовал всё своё влияние на герцога Австрийского, чтобы тот как можно дольше держал в плену его брата Ричарда, который в своё время оказал ему столько благодеяний».
Другое прозвище. Для нас Иоанн, конечно, Безземельный, но вот английские подданные дали королю другое прозвище. Softsword — «мягкий меч». Прозвище в высшей степени обидное и даже оскорбительное. Под ним подразумевалось безволие и постоянные неудачи. И наиболее точным переводом смысла будет, пожалуй, «бесхарактерность». Заслужил его Джон за провальную внешнюю политику и многочисленные военные поражения.
Король-воитель
Английский народ в конце XII века не благоденствовал даже по невысоким тогдашним стандартам. Правда, винить в этом только принца Джона, будущего короля Иоанна Безземельного, было бы не вполне справедливо — начало этим бедствиям положил тот самый Ричард, его старший брат, воспетый трубадурами и менестрелями величайший рыцарь всех времён и народов. Буквально одержимый идеей возвращения христианам утраченного в 1187 году Гроба Господня, он, став королём Англии после смерти отца, Генриха II, в 1189-м начал стремительно собирать средства на Третий крестовый поход. При этом он меньше всего думал о благополучии вверенной его попечению страны: продавал чиновные должности, обложил налогом церковь (то есть в конечном итоге её прихожан), освободил за плату своих шотландских вассалов от их клятвы верности и заметно повысил налоги. «Я продал бы Лондон, если бы нашёлся человек, достаточно богатый, чтобы его купить» — в этой фразе, приписываемой Львиному Сердцу, сосредоточена основная, если не единственная, государственная идея его правления. Впрочем, в Англии он пробыл недолго и отплыл во главе своего войска отвоёвывать Иерусалим через девять месяцев после коронации.
То, что оставшийся «на хозяйстве» младший брат Джон продолжил дело Ричарда по выкачиванию средств из всех возможных источников, то есть так или иначе в конечном итоге из карманов простых крестьян и горожан, — тоже лишь отчасти объясняется его собственной жадностью. Оказавшись незадачливым полководцем, король после некоторых успехов на Святой земле не справился с главной задачей и не смог отвоевать Гроб Господень. На обратном пути он попал в плен. Кстати, в плену он находился не столько у своего действительно злейшего врага герцога Леопольда V Австрийского (а как было не злиться — ведь Ричард из полководческой ревности нанёс тяжелейшее оскорбление его чести, повелев убрать со стены крепости Акра совершенно законно водружённый туда флаг герцога), сколько у императора Священной Римской империи Генриха VI. Именно последний и потребовал за освобождение именитого пленника гигантский выкуп, только пятая часть которого предназначалась обиженному