Игорь Поплаухин о своем фильме про Янку Дягилеву

WeekendСобытия

«Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще»

Игорь Поплаухин о своем фильме про Янку Дягилеву

Игорь Поплаухин. Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

На фестивале «КАРО.Арт» пройдет московская премьера фильма «На тебе сошелся клином белый свет» Игоря Поплаухина, рассказывающего о последнем дне Янки Дягилевой. Поплаухин, получивший за свою короткометражку «Календарь» приз в Канне и выигравший Гран-при «Кинотавра», дебютировал с фильмом-трипом, где нет сюжета, перепутано время, зато есть героиня, которая разговаривает с близкими и призраками и блуждает по дачной местности перед тем, как навсегда исчезнуть в весеннем сибирском лесу. О том, почему байопик Янки Дягилевой не понравится ее фанатам, как можно снимать фильм о самоубийстве и чем привлекает современных режиссеров время распада СССР, Игорь Поплаухин рассказ Константину Шавловскому.

Как у вас появилась идея снимать фильм про Янку Дягилеву?

Наверное, все началось с троллейбуса. В девятом классе я поступил в новую школу, в которую нужно было добираться на трех видах транспорта, и последний отрезок, между метро «Университет» и школой, мы ехали на троллейбусе, где со мной часто происходили самые интересные вещи. Именно там от одноклассников мне в руки попала аудиокассета Янки Дягилевой. Мне сказали: «Если ты любишь Земфиру, то это тебе точно понравится». И так, через Янку, я открыл для себя сибирский андерграунд — не через Летова, как многие другие. Разумеется, меня, как и многих, волновали странные обстоятельства ухода Янки Дягилевой из жизни: 9 мая 1991 года она отдыхала со своими родными и близкими на даче, в какой-то момент ушла в лес и не вернулась. Есть несколько версий того, что в этом лесу на самом деле произошло. В 2017 году мне довелось пережить гибель близкого друга, моего товарища по киношколе Максима Шавкина. Меня и раньше посещали мысли написать сценарий про последний день Янки, а то, что произошло с Максимом, во многом и по обстоятельствам, и по месту действия отдаленно напоминало то, что случилось с Янкой. И так сложилось, что буквально через несколько месяцев после того, как Максима не стало, мы с моим другом и оператором Женей Родиным сняли короткометражный фильм «Календарь», и он открыл нам путь в индустрию. И я понял, что хочу снимать именно эту историю.

Фото: Фонд «Кинопрайм»; Hype Film

Почему для рассказа о личной трагедии вам потребовалась чужая история?

Мне было очень страшно говорить о себе напрямую. Поэтому поклонники Янки Дягилевой, Егора Летова и сибирского панка, скорее всего, будут разочарованы этим фильмом — как будто бы в нем больше Игоря Поплаухина, чем Янки Дягилевой. Но при этом я думаю, что лучшие экранизации — это экранизации, уходящие далеко от оригинала, и мне кажется, то же самое верно и для байопиков. Как, например, «Последние дни» Гаса Ван Сента, с которым наш фильм неизбежно сравнивают, потому что они очень структурно похожи. У Ван Сента, как мы помним, даже героя зовут не Курт Кобейн, а все равно мы понимаем, что это история Курта Кобейна.

Янка Дягилева — культовая фигура сибирского рока, а вы — коренной москвич, и, когда Янки не стало, вам было пять лет. Как вы работали с контекстом, который ни хронологически, ни географически с вами не совпадает?

Естественно, я прочитал все, что мог и что было доступно про Янку, и очень многие вещи, многие факты, которые я узнал, легли в основу сценария. Поэтому люди, которые разбираются в ее биографии, найдут в фильме немало «пасхалок». Мы много говорили с Анной Владыкиной, одной из лучших подруг Янки. И после беседы она на своей машине привезла нас на ее могилу. Янка похоронена на огромном кладбище, которое одновременно является лесом: вы приезжаете в лес, и этот лес и есть кладбище. И рядом с могилой есть нечто вроде почтового ящика, из которого можно достать толстую тетрадь в клеточку, в которой люди до сих пор оставляют для нее свои послания. Очень много совершенно будничных сообщений, например: «Яна, привет! Женя женился, Катя переехала на улицу Ленина, у нас все хорошо». Меня поразило чувство обыденности, с которым люди отправляли письма на тот свет.

Фото: Фонд «Кинопрайм»; Hype Film

И вы это ощущение захотели перенести в кино?

Да, наверное, это была одна из наших целей. Мы не стремились делать символический фильм, перегруженный метафорами и образами, а хотели снимать вещи такими, какие они есть. Но при этом чтобы любая из них в любой момент экранного существования в то же время отсылала нас куда-то в другой мир. Можно сказать, мы шли в сторону так называемого магического реализма. А еще между собой мы употребляли термин «агиография». В житиях святых все события описываются очень обыденно — даже если речь идет об оживлении мертвых людей или о превращении воды в вино,— как какой-то факт из трактата Геродота. Просто кто-то восстал из мертвых. Просто вода превратилась в вино. И нам хотелось пройти по этой грани объективного и потустороннего.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Моя гениальная мелодрама Моя гениальная мелодрама

«Моя гениальная подруга»: четвертый сезон экранизации бестселлера Элены Ферранте

Weekend
Почему в Москве болит голова? Объясняет врач-невролог Почему в Москве болит голова? Объясняет врач-невролог

Почему в мегаполисе так часто болит голова?

Psychologies
Роу-муви Роу-муви

Неудивительно, что именно сказки стали одним из первых киножанров

Правила жизни
Алена Яковлева: Алена Яковлева:

Алена Яковлева уже более тридцати пяти лет служит в Театре сатиры

Караван историй
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Что почитать о внешней политике США, иконах, космической гонке и многом другом

Дилетант
Как познакомиться с мужчиной для серьезных отношений Как познакомиться с мужчиной для серьезных отношений

Психолог рассказала о нескольких проверенных способах найти серьезные отношения

Psychologies
Нет косметике и K-Pop: как феминистки Южной Кореи борются со стереотипами Нет косметике и K-Pop: как феминистки Южной Кореи борются со стереотипами

Как женщины Южной Кореи борются с патриархатом

Forbes
Затерянный мир Затерянный мир

Хроника мира без людей Ксении Хаунд

Men Today
Охлаждающие подставки для ноутбука: есть ли от них толк? Охлаждающие подставки для ноутбука: есть ли от них толк?

Какие охлаждающие подставки для ноутбуков существуют и насколько они эффективны?

CHIP
Серые кардиналы секса Серые кардиналы секса

В этой главе «Зачем живые любят друг друга» мы признаемся в любви к центромерам

СНОБ
«Человек рождающий». История родильной культуры в России Нового времени «Человек рождающий». История родильной культуры в России Нового времени

Как в нашей стране менялось акушерство и родильная культура

N+1
Почему конопля приглянулась «зеленым» Почему конопля приглянулась «зеленым»

Европейские фермеры переходят на коноплю

Эксперт
Не то «безупречный управленец», не то «финансовый гангстер»: как президент главного банка США 1920-х обвалил биржу Не то «безупречный управленец», не то «финансовый гангстер»: как президент главного банка США 1920-х обвалил биржу

Чарльз Митчелл превратил одно из самых пугающих мест — банк — в универмаг

VC.RU
Как правильно реагировать, если близкий человек манипулирует своим здоровьем Как правильно реагировать, если близкий человек манипулирует своим здоровьем

Как правильно реагировать, если близкий человек манипулирует своим здоровьем?

Psychologies
Четыре причины не бояться одиночества Четыре причины не бояться одиночества

Почему страх одиночества не стоит жертв?

Psychologies
Человек, который встретил неандертальца. О Нобелевском лауреате Сванте Паабо Человек, который встретил неандертальца. О Нобелевском лауреате Сванте Паабо

Что нового о геномах вымерших гоминидов и эволюции человека узнал Сванте Паабо?

ТехИнсайдер
Солнечное затмение: формы, частота, факты Солнечное затмение: формы, частота, факты

Почему происходит солнечное затмение?

ТехИнсайдер
Живые впечатления от Haval Dargo: что хорошо, а что реально плохо Живые впечатления от Haval Dargo: что хорошо, а что реально плохо

Может ли кроссовер с внешностью внедорожника съехать с асфальта

Maxim
Время для счастья Время для счастья

Эти женщины доказывают, что можно оставаться привлекательными в любом возрасте

Добрые советы
«Верим в лучшее, готовимся к худшему»: как изменилось положение женщин в компаниях «Верим в лучшее, готовимся к худшему»: как изменилось положение женщин в компаниях

Как мобилизация повлияла на работу женщин?

Forbes
«Хватит это терпеть!»: как побороть агрессию партнера «Хватит это терпеть!»: как побороть агрессию партнера

Что делать, если партнер проявляет к вам агрессивное поведение?

Psychologies
Почему самые лучшие идеи рождаются во время душа Почему самые лучшие идеи рождаются во время душа

Почему в душе ускоряется креативное мышление?

ТехИнсайдер
Набоков-ученый, Бунин-постмодернист и сборник статей главного американского критика: 7 новых книг о писателях Набоков-ученый, Бунин-постмодернист и сборник статей главного американского критика: 7 новых книг о писателях

Как в наши дни читать Тургенева и Чехова, что Набоков думал о теории Дарвина

Правила жизни
Магия вечера: 6 правил удачного окончания дня Магия вечера: 6 правил удачного окончания дня

Устроив себе приятный вечер, мы даем мозгу поверить, что день был не так уж плох

Psychologies
Япония Япония

Угрожающая страна дешевых яблок, теплых домов и широко мыслящих красивых людей

Правила жизни
Директор фонда «Свет в руках» о младенческой смертности и брошенных родителях Директор фонда «Свет в руках» о младенческой смертности и брошенных родителях

Руководитель фонда «Свет в руках» — как родители переживают потерю

Forbes
На еду или в переработку? На еду или в переработку?

Доля картофеля, отправляемого на переработку, за пять лет выросла в два раза

Агроинвестор
3 вида истощения организма: чем они отличаются и как восстановить силы 3 вида истощения организма: чем они отличаются и как восстановить силы

Как распознать истощение организма и восстанавливать силы

Psychologies
«Безумно ревную парня к порно»: что делать? «Безумно ревную парня к порно»: что делать?

Что делать, если вы испытываете ревность и считаете просмотр порно изменой?

Psychologies
Жестокий роман: как алгоритмы соцсетей пропускают неприемлемый контент Жестокий роман: как алгоритмы соцсетей пропускают неприемлемый контент

Как рекламные объявления нарушают политику соцсетей

Forbes
Открыть в приложении