Как немецкий народ приобщали к обязательной для всех нацистской идеологии

ДилетантИстория

«Включение в систему»

На языке Третьего рейха понятие «гляйхшальтунг» («включение в систему») обозначало процесс «переключения на нацизм» — приобщения немецкого народа к обязательной для всех нацистской идеологии.

Борис Хавкин

Посещение Геббельсом выставки «дегенеративного искусства». 1938 год

Фундамент государственной идеологии Третьего рейха составляла система ложных «национальных единств», основанная на политических мифах о «высшей (арийской)» расе, «корпоративном государстве», «немецком народном сообществе», «тысячелетней германской империи», «национальном социализме», «всемирном еврейском заговоре». Для внедрения всей этой мифологии в национальное сознание в Третьем рейхе проводилась политика «гляйхшальтунга» параллельного подключения (к электрической цепи), что на политическом языке означало «включение в систему», «вхождение в ряды», «унификацию».

Англо-американский писатель Кристофер Ишервуд в своих «Берлинских рассказах» писал, что «гляйхшальтунг» осуществлялся с головокружительной скоростью и затрагивал даже те сферы жизни, которые не регулировались законом напрямую. «Немцы сами, по доброй воле, отдавали себя под власть нацистов. Это явление называли “самоконтроль”. Перемены происходили так быстро и таким широким фронтом, что немцы, на какое-то время уезжавшие из страны (по делам или на отдых), вернувшись, не узнавали её. Они чувствовали себя персонажами фильма ужасов, возвратившимися в родной город и увидевшими, что люди, которые когда-то были их друзьями, клиентами, пациентами, покупателями, изменились, причём не так-то просто было понять, как именно».

Спаситель Германии. Рейхспрезидент Гинденбург пожимает руку Гитлеру на фоне изображения прусского короля Фридриха Великого. Фрагмент немецкого плаката 1933 года

Ишервуд отмечал, что в отношениях между соседями исчезла доброжелательность. Из мелкой зависти немцы писали друг на друга доносы. Они поливали друг друга грязью с таким наслаждением, что нацистское руководство даже призывало их более внимательно относиться к основаниям для обращения в полицию.

Объектом «гляйхшальтунга» стало большинство «простых немцев». Их «вхождение в ряды» произошло открыто, быстро и почти безболезненно. Все гражданские организации, государственные учреждения, профессиональные объединения были поставлены перед жёстким выбором: «включение в систему» или роспуск. Несогласные от системы «отключались».

Рудольф Штайнер.
Фото ок. 1905 года

Противник нацизма, философ и педагог Рудольф Штайнер отмечал: «Люди преобразовались… они надели маски. Никто не знает, что они думают… что чувствуют, не надеются ли втайне на падение режима». Но при этом внешне они проявляли полную лояльность к власти.

Писатель Эрих Эбермайер упоминал о лёгкости, с которой люди «переключались», даже когда от них этого не требовалось. Он однажды встретил на улице знакомого, не имевшего ни малейшего отношения к нацизму. Лацкан его пиджака украшал скромный значок со свастикой. «Зачем он тебе?» — спросил писатель. «Почему бы и нет? Я не хочу рисковать», — был ответ. Такую позицию называли словом Selbstgleichschaltung — «самонацификация».

Понятие «гляйхшальтунг» было применено в названии закона о включении земель в империю (1933), согласно которому германские земли теряли свой суверенитет. Под лозунгом «гляйхшальтунга» в 1933 году был принят закон о признании Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) публично-правовой корпорацией и обеспечении её единства с государством. Закон о Верховном главе Германской империи (1934) в порядке «гляйхшальтунга» совмещал должности главы государства (рейхспрезидента) и главы правительства (рейхсканцлера).

Политика «гляйхшальтунга» культуры была реализована в государственной системе, которая, с одной стороны, поощряла, вознаграждала и возвеличивала работников «правильной», «народной», «арийской» культуры и, с другой стороны, подавляла, наказывала, уничтожала произведения и представителей «антинародной», «еврейской», «дегенеративной» культуры. Малейшие проявления оппозиционных настроений должны были пресекаться самой системой. Противники «гляйхшальтунга» подлежали лишению гражданства или «перевоспитанию» в концлагерях.

Население Германии приветствует Гитлера. Фото 1930-х годов

Нацистская идеология противопоставляла «здоровую» немецкую культуру «упаднической», «загнивающей», «выродившейся». Имперский министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс так выразил национал-социалистическое понимание культуры: «Культура — типично немецкое понятие, которое иностранцы только цитируют. Для нас, немцев, культура означает область духовных и художественных творений, ощущений, восприятий, благодаря которой мы все идём вперёд к высшим достижениям цивилизации».

Сверхзадачей «гляйхшальтунга» было не только установление идеологического единомыслия, борьба с индивидуализмом и искоренение плюрализма мнений, но и создание на основе «вечных германских ценностей» «немецкого народного общества», готового не рассуждая следовать указаниям правящей верхушки и осуществляющего строгий идеологический самоконтроль.

Немецкие девочки приветствуют Геббельса. 1938 год.

По утверждению итальянского философа, историка и писателя Умберто Эко, одним из признаков фашизма было отсутствие рефлексии. Он подчёркивал, что для нацистов «действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание — немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса “Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет”, и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов — рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма (т.е. “фашизма вечного”). Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вековечных ценностей».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Борьба за нацию Борьба за нацию

Представления о взглядах Симона Петлюры сформированы войной пропагандистов

Дилетант
«Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике «Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике

Сериал «Женщины в синем» о первом женском отряде полиции в Мексике 1970-х

Forbes
«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Что читают в книжном клубе Сары Джессики Паркер Что читают в книжном клубе Сары Джессики Паркер

Топ-7 книг из списка актрисы Сары Джессики Паркер

СНОБ
Отставка Отставка

От заседания Президиума ЦК 13 и 14 октября 1964 г. осталась протокольная запись

Дилетант
Думать — больно? Западные эксперты рассказали, как сознательно снизить уровень стресса Думать — больно? Западные эксперты рассказали, как сознательно снизить уровень стресса

Мышление может причинять боль? Вот как это объясняют специалисты!

ТехИнсайдер
Тёплая осень 1964-го Тёплая осень 1964-го

«Не прошу милости — вопрос решён» — так Никита Хрущёв завершил своё выступление

Дилетант
В современном прочтении В современном прочтении

Интерьер на стыке классики и минимализма

SALON-Interior
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Уйти в айти Уйти в айти

7 востребованных IT-профессий, которые можно освоить, даже если ты гуманитарий

Лиза
Саар, так и не ставший французским Саар, так и не ставший французским

История борьбы Франции и Германии за Саар

Дилетант
Главные гангстеры Екатеринбурга: история группировки «Уралмаш» Главные гангстеры Екатеринбурга: история группировки «Уралмаш»

«Уралмаш» — самая мощная банда, орудовавшая в столице Урала, Екатеринбурге

ТехИнсайдер
Три митрополита Три митрополита

Роль церкви в период правления Ивана Калиты

Дилетант
Щи: вoт она, скрепа! Щи: вoт она, скрепа!

Щи случались на столах наших предков чаще, чем что-либо еще

КАНТРИ Русская азбука
Репортёр без границ Репортёр без границ

Роберт Капа дал сам себе задание рассказывать об аде, созданном человеком

Дилетант
Новая жизнь Новая жизнь

Вилла в Сочи с интерьером вне времени

SALON-Interior
Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера

В мае 1945 года по Берлину распространился слух, что обнаружен труп Гитлера

Дилетант
Коллекционер Антон Козлов: На картине можно изображать любую крамолу Коллекционер Антон Козлов: На картине можно изображать любую крамолу

Коллекционер Антон Козлов — про табу в современном искусстве и страхе перед ним

СНОБ
Пан товарищ Пан товарищ

Для многих в Польше и за её пределами Войцех Ярузельский был «главой хунты»

Дилетант
Пора по барам Пора по барам

Региональные бары все больше интегрируются в российскую культуру путешествия

Bones
Сила слабого света Сила слабого света

Чему могут научить «Люди в темные времена» Ханны Арендт

Weekend
Лето в активе Лето в активе

Если лежать на пляже скучновато, почему бы не попробовать другие виды отдыха?

Лиза
«Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна» «Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна»

Как языческих богов изображали в Средневековье

N+1
Вавилонская башня: самые сложные и самые простые языки для изучения Вавилонская башня: самые сложные и самые простые языки для изучения

Почему одни языки легче выучить, чем другие?

ТехИнсайдер
Суздаль — город крепкий: мэр города Алиса Бирюкова Суздаль — город крепкий: мэр города Алиса Бирюкова

Суздаль: о программе к юбилею, постоянном благоустройстве, местных жителях

СНОБ
«Архипелаг 2024»: главные инновации «Архипелаг 2024»: главные инновации

В Сахалинской области прошел проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2024»

ФедералПресс
Как Николо Макиавелли рассуждал о природе власти Как Николо Макиавелли рассуждал о природе власти

Отрывок из книги «Никколо Макиавелли. Стяжать власть, не стяжать славу»

СНОБ
Заметая инфобез под ковер: как крупные сервисы проявляют безразличие к уязвимостям Заметая инфобез под ковер: как крупные сервисы проявляют безразличие к уязвимостям

Почему бизнес настолько халатно относится к информационной безопасности?

Forbes
Смерть самурая Смерть самурая

Лучший фильм, чтобы проститься с Аленом Делоном

Weekend
«Все есть копия» «Все есть копия»

Как китайцы начинают работать над новым дизайном этого мира

Правила жизни
Открыть в приложении