Как немецкий народ приобщали к обязательной для всех нацистской идеологии

ДилетантИстория

«Включение в систему»

На языке Третьего рейха понятие «гляйхшальтунг» («включение в систему») обозначало процесс «переключения на нацизм» — приобщения немецкого народа к обязательной для всех нацистской идеологии.

Борис Хавкин

Посещение Геббельсом выставки «дегенеративного искусства». 1938 год

Фундамент государственной идеологии Третьего рейха составляла система ложных «национальных единств», основанная на политических мифах о «высшей (арийской)» расе, «корпоративном государстве», «немецком народном сообществе», «тысячелетней германской империи», «национальном социализме», «всемирном еврейском заговоре». Для внедрения всей этой мифологии в национальное сознание в Третьем рейхе проводилась политика «гляйхшальтунга» параллельного подключения (к электрической цепи), что на политическом языке означало «включение в систему», «вхождение в ряды», «унификацию».

Англо-американский писатель Кристофер Ишервуд в своих «Берлинских рассказах» писал, что «гляйхшальтунг» осуществлялся с головокружительной скоростью и затрагивал даже те сферы жизни, которые не регулировались законом напрямую. «Немцы сами, по доброй воле, отдавали себя под власть нацистов. Это явление называли “самоконтроль”. Перемены происходили так быстро и таким широким фронтом, что немцы, на какое-то время уезжавшие из страны (по делам или на отдых), вернувшись, не узнавали её. Они чувствовали себя персонажами фильма ужасов, возвратившимися в родной город и увидевшими, что люди, которые когда-то были их друзьями, клиентами, пациентами, покупателями, изменились, причём не так-то просто было понять, как именно».

Спаситель Германии. Рейхспрезидент Гинденбург пожимает руку Гитлеру на фоне изображения прусского короля Фридриха Великого. Фрагмент немецкого плаката 1933 года

Ишервуд отмечал, что в отношениях между соседями исчезла доброжелательность. Из мелкой зависти немцы писали друг на друга доносы. Они поливали друг друга грязью с таким наслаждением, что нацистское руководство даже призывало их более внимательно относиться к основаниям для обращения в полицию.

Объектом «гляйхшальтунга» стало большинство «простых немцев». Их «вхождение в ряды» произошло открыто, быстро и почти безболезненно. Все гражданские организации, государственные учреждения, профессиональные объединения были поставлены перед жёстким выбором: «включение в систему» или роспуск. Несогласные от системы «отключались».

Рудольф Штайнер.
Фото ок. 1905 года

Противник нацизма, философ и педагог Рудольф Штайнер отмечал: «Люди преобразовались… они надели маски. Никто не знает, что они думают… что чувствуют, не надеются ли втайне на падение режима». Но при этом внешне они проявляли полную лояльность к власти.

Писатель Эрих Эбермайер упоминал о лёгкости, с которой люди «переключались», даже когда от них этого не требовалось. Он однажды встретил на улице знакомого, не имевшего ни малейшего отношения к нацизму. Лацкан его пиджака украшал скромный значок со свастикой. «Зачем он тебе?» — спросил писатель. «Почему бы и нет? Я не хочу рисковать», — был ответ. Такую позицию называли словом Selbstgleichschaltung — «самонацификация».

Понятие «гляйхшальтунг» было применено в названии закона о включении земель в империю (1933), согласно которому германские земли теряли свой суверенитет. Под лозунгом «гляйхшальтунга» в 1933 году был принят закон о признании Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) публично-правовой корпорацией и обеспечении её единства с государством. Закон о Верховном главе Германской империи (1934) в порядке «гляйхшальтунга» совмещал должности главы государства (рейхспрезидента) и главы правительства (рейхсканцлера).

Политика «гляйхшальтунга» культуры была реализована в государственной системе, которая, с одной стороны, поощряла, вознаграждала и возвеличивала работников «правильной», «народной», «арийской» культуры и, с другой стороны, подавляла, наказывала, уничтожала произведения и представителей «антинародной», «еврейской», «дегенеративной» культуры. Малейшие проявления оппозиционных настроений должны были пресекаться самой системой. Противники «гляйхшальтунга» подлежали лишению гражданства или «перевоспитанию» в концлагерях.

Население Германии приветствует Гитлера. Фото 1930-х годов

Нацистская идеология противопоставляла «здоровую» немецкую культуру «упаднической», «загнивающей», «выродившейся». Имперский министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс так выразил национал-социалистическое понимание культуры: «Культура — типично немецкое понятие, которое иностранцы только цитируют. Для нас, немцев, культура означает область духовных и художественных творений, ощущений, восприятий, благодаря которой мы все идём вперёд к высшим достижениям цивилизации».

Сверхзадачей «гляйхшальтунга» было не только установление идеологического единомыслия, борьба с индивидуализмом и искоренение плюрализма мнений, но и создание на основе «вечных германских ценностей» «немецкого народного общества», готового не рассуждая следовать указаниям правящей верхушки и осуществляющего строгий идеологический самоконтроль.

Немецкие девочки приветствуют Геббельса. 1938 год.

По утверждению итальянского философа, историка и писателя Умберто Эко, одним из признаков фашизма было отсутствие рефлексии. Он подчёркивал, что для нацистов «действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание — немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса “Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет”, и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов — рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма (т.е. “фашизма вечного”). Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вековечных ценностей».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умиротворение Умиротворение

В августе 1940 года немецкие самолеты совершили первый налёт на Великобританию

Дилетант
Моббинг: узнать и уцелеть Моббинг: узнать и уцелеть

Что такое моббинг, чем он отличается от буллинга и как ему противостоять

Psychologies
Кто Вы, княгиня Эльга? Кто Вы, княгиня Эльга?

Отрывок из готовящейся к печати книги «Киев — Москва. Расхождение»

Дилетант
Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов

Почему попасть на коробку хлопьев Wheaties — мечта многих спортсменов

Forbes
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать? Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать?

Спросили у эксперта все, что вы хотели знать о генах лишнего веса

Правила жизни
«Чёрный бор» «Чёрный бор»

«Чёрный бор» — спорный налог для Новгородского княжества, введенный Калитой

Дилетант
Лучшие годы Nissan Pathfinder Лучшие годы Nissan Pathfinder

Nissan Pathfinder: выдающиеся модели и те, о которых лучше не вспоминать

4x4 Club
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Секс — мощное оружие маркетинга: жесткая диктатура длинных ног и коротких половых связей Секс — мощное оружие маркетинга: жесткая диктатура длинных ног и коротких половых связей

Почему быть сексуальным и иметь половую жизнь — это показатель престижа?

Psychologies
Ничья девочка Ничья девочка

Кем была Елизавета Григорьевна Тёмкина?

Дилетант
Советы от разработчиков: 5 способов помочь ребенку избавиться от игровой зависимости Советы от разработчиков: 5 способов помочь ребенку избавиться от игровой зависимости

Как заинтересовать ребенка чем-то кроме компьютерных игр?

ТехИнсайдер
Зонд Неймана Зонд Неймана

Серая слизь: сценарий апокалипсиса

Вокруг света
Гастротуризм Гастротуризм

Что российские регионы готовы предложить гастротуристам

Bones
Хронология событий Хронология событий

Алжирская война длилась с 1954 по 1962 год, но началось всё гораздо раньше

Дилетант
Не те герои Не те герои

Минфин планирует активно выводить на рынок акций национализированные компании

Монокль
«Преприятный человек» «Преприятный человек»

Почти 200 лет не утихают споры вокруг фигуры Леонтия Дубельта

Дилетант
Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки

Форумы и выставки становятся главными площадками для формирования деловых связей

РБК
Аэробика с пользой для хозяйства Аэробика с пользой для хозяйства

Извлекай выгоду для фигуры и здоровья, занимаясь привычными домашними делами

Лиза
Список продуктов с низким гликемическим индексом: что это и зачем нужен Список продуктов с низким гликемическим индексом: что это и зачем нужен

Какие продукты имеют низкий ГИ и как правильно вводить их в рацион

РБК
Название для смерти Название для смерти

Какие слова и понятия возникли во время Первой мировой войны

Weekend
Играет с огнем Играет с огнем

Евгений Стычкин: сам себе режиссер и всем папа

Men Today
Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да» Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да»

Проверенные стратегии для укрощения «драконов» — вредных ментальных привычек

Forbes
«В кадровой политике мы применяем системный подход» «В кадровой политике мы применяем системный подход»

Как в Сахалинской области решается вопрос кадрового дефицита

РБК
На пути к миллиарду: Telegram исполняется 11 лет На пути к миллиарду: Telegram исполняется 11 лет

IT-аналитик Федор Скуратов — об эре Telegram

СНОБ
11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже) 11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже)

Книги, которые советуют бизнесмены, предприниматели и филантропы

Inc.
Что мы рассказываем о себе, говоря о других: 5 примеров Что мы рассказываем о себе, говоря о других: 5 примеров

То, что мы больше всего критикуем и хвалим в других людях, говорит о нас самих

Psychologies
Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга» Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга»

Премьера спектакля китайского режиссера Дин Итэна «Я не убивала своего мужа»

Монокль
Мучительно неточная Мучительно неточная

«Объясни мне, любовь»: Маргарете фон Тротта об Ингеборг Бахман

Weekend
Может ли молния ударить в машину и что будет, если это произойдет Может ли молния ударить в машину и что будет, если это произойдет

Безопасно ли находиться в машине во время грозы?

РБК
Открыть в приложении