Город контактов
Как Женева становилась домом для всех — от сентименталистов до революционеров
Современная Женева — второй по численности населения город Швейцарии. Здесь расположены штаб-квартиры ООН, Красного Креста, ВТО и ВОЗ и офисы более 200 международных корпораций. 48% населения Женевы составляют иностранцы, и это не последствия глобализации. На протяжении всей своей истории Женева была интернациональным городом, «городом изгнанников», как гласит ее неофициальный девиз. Впрочем, изгнанником здесь себя никто не ощущал — Женева для всех становилась если не новой родиной, то новым домом, местом, куда хочется возвращаться. Сегодня это не только международный центр, но и город-курорт, славящийся своими отелями, ресторанами и виноградниками, а главное — гостеприимством. Гостеприимством Женева славилась всегда, и именно благодаря этому она всегда оставалась в центре международной жизни. Совместно с Офисом по туризму Швейцарии рассказываем о том, как на протяжении веков Женева встречала гостей: как протестанты, сентименталисты, романтики и революционеры обживали и меняли город, а вместе с ним и мировую культуру.
Женева протестантская: Жан Кальвин и часы
В начале XVI века Женева была одним из самых богатых и жизнерадостных городов Европы. Здесь было все — несколько театральных трупп, типографии, издававшие светскую литературу, казино, богато украшенные дома, веселые городские праздники и ярмарки, на которые съезжались из соседних городов. У Женевы было отличное расположение на пересечении нескольких торговых путей, что делало ее важным промежуточным рынком на пути к Средиземному морю. Местные жители славились трудолюбием, местные купцы — честностью (говорили, что «Одно слово женевца стоит всего золота Саксонии»). Город знал толк в роскоши и развлечениях и все же оказался готов отказаться от них — ради свободы.
Считается, что Реформацию Женева приветствовала из политических соображений. Город, входивший в состав Священной Римской Империи, управлялся католическими епископами, которых присылало Савойское герцогство. Положение это тяготило женевцев, мечтавших о независимости. Поскольку власть савойская и власть католическая в Женеве были нераздельны, борьба за независимость оказалась одновременно и борьбой религиозной. В 1528 году Большой совет Женевы объявил о подчинении лютеранской вере, вслед за чем папа римский отлучил всех жителей Женевы от церкви. В 1535 году Женева стала независимой республикой, а в 1536 году в город позвали одного из самых строгих апологетов протестантизма — Жана Кальвина. Первое знакомство было недолгим (Большому совету Женевы его идеи не понравились, и Кальвина прогнали), но в 1541-м он вернулся — и теперь уже занялся реформами всерьез.
Жан Кальвин превратил Женеву в настоящий монастырь. Под запретом оказались музыка и танцы, живопись и скульптура. Никаких шумных празднований свадеб или богатых похорон, нельзя было праздновать даже Пасху и Рождество. Никаких излишеств в еде — запрещены дичь и паштеты. Одежда и прически строго регламентированы, как и имена детей (только библейские), все отступления караются штрафом, некоторые — тюрьмой. Из церквей убрали украшения, иконы и скульптуры (оставили только знаменитые витражи в соборе Св. Петра). Улицы вокруг собора Св. Петра переназвали — улица Ада, Чистилища и т. д. (эти названия они сохранили до сих пор). Главными принципами стали умеренность и спасение души: из города исчезли артисты, под запрет попали шумные застолья, громкий смех, яркая одежда и ювелирные украшения.
Хотя сегодня кальвинский период Женевы чаще вспоминается в мрачных тонах, он много принес городу. Во-первых, Кальвин сделал образование бесплатным и обязательным и заложил основы будущего Женевского университета. Но даже запрет на ювелирные украшения вылился в неожиданное приобретение. Кальвин запретил серьги, кольца, браслеты, но не возражал против часов. Ювелиры города переквалифицировались в часовщиков и, состязаясь в изысканности изделий, сделали Женеву мировой столицей часового дела. Районом часовщиков стал квартал Сен-Жерве на левом берегу Роны — его легко узнать по домам, верхние этажи которых усыпаны маленькими окошками. Именно там размещались мастерские часовщиков, «кабинотье», для которых нужно было много света. Сегодня в этом квартале располагаются мастерские художников и самые роскошные отели, в том числе Mandarin Oriental, из окон которого открывается едва ли не лучший вид на Женеву. Отель, к слову, тоже историческая достопримечательность: построенный в 1950 году, он стал первым отелем класса люкс, возникшим в Европе после Второй мировой, и своего рода символом возвращения города к привычному гостеприимству и комфортной жизни.