Адильхан Ержанов о своем новом фильме «Голиаф»

WeekendРепортаж

«Голиафы должны уйти»

Адильхан Ержанов о своем новом фильме

Адильхан Ержанов

В российский прокат выходит фильм казахского режиссера Адильхана Ержанова «Голиаф» — единственная картина с российским участием, попавшая в программу прошедшего Венецианского кинофестиваля. Ержанов — классик нового казахского кино, в его фильмографии 13 полнометражных фильмов, премьеры которых чаще всего проходят в Канне, Венеции и Роттердаме. Режиссерский почерк Ержанова узнается с первых кадров: притом что все его фильмы сняты в разных жанрах, он работает с постоянной группой артистов, а действие почти всегда происходит в вымышленном казахском ауле Каратас, где без конца творятся странные вещи, а люди общаются друг с другом с помощью языка насилия. «Голиаф» — это притча в упаковке неовестерна: маленький человек, контуженный на далекой и давней войне, мстит главе местной преступной группировки за убийство жены. О правилах жизни аула Каратас, любви к вестернам, мертвым режиссерам и «Брату» Алексея Балабанова Адильхан Ержанов рассказал Константину Шавловскому.

Действие «Голиафа», как и многих других ваших фильмов, происходит в ауле Каратас. Что это за место?

Это выдуманное место. Любой режиссер, придумывая кино, сталкивается с двумя проблемами: как назвать героя и где происходит действие фильма? Вроде бы пустяки, но за этим кроется сеттинг, концепция и стиль. Снимая в реальном городе, нужно соответствовать реальности, а это рождает множество разных ограничений, этой реальностью созданной. В Каратасе я могу показать, что за углом, чисто географически, существует простор. В то время как если бы я снимал в невыдуманном месте, за углом мы бы видели кучу серых домов. Мне необходима некоторая доля условности, чтобы свободнее перекраивать сюжет и рассказывать историю. Поэтому мне удобнее переносить действие в аул Каратас.

Вы помните, когда и как вы его придумали?

Один из героев моей учебной работы в каком-то диалоге говорил, что прибыл из аула Каратас. Это был такой достаточно брутальный, асоциальный герой. Его характер сформировался в этом ауле, и я в каком-то смысле пошел за ним.

У вашего Каратаса постоянно меняются ландшафт, население, архитектура, он как будто возникает и пересобирается каждый раз заново.

Да, потому что от того, поселок это городского типа или выжженная степь, зависит эстетическая концепция, которая от фильма к фильму у меня меняется. Каждый фильм для меня — это стилистическое путешествие, поэтому меняется и образ Каратаса.

А что остается?

Изолированность от мира. Каратас — место, которое существует по своим внутренним законам, оторванное от внешнего мира. Замкнутое и очень своеобразное.

В Каратасе все время творятся очень странные дела. А есть что-то, чего там никогда не может произойти?

Все, что может в принципе произойти, может произойти и в Каратасе. Этим и хороша эта деревушка Каратас, что невозможного там быть не может. Каратас — как Макондо у Маркеса, где могут произойти магические, непредсказуемые вещи.

Может ли Каратас стать столицей государства? Или, возможно, он уже ею стал и вообще мы все давно живем в одном большом Каратасе?

Во всем мире сейчас что-то меняется, и мне кажется, что да, он постепенно становится одним огромным Каратасом. К сожалению.

В какое время происходит действие «Голиафа»? Кажется, что время в ауле Каратас вообще остановилось где-то после распада СССР, но когда именно это произошло — неясно.

На самом деле я всегда снимаю про современность. Мне всегда интересно то, что происходит здесь и сейчас.

Вы снимаете довольно универсальные истории, работаете в притчевой манере и переносите действие фильмов в вымышленное пространство — как все это связано с тем, что происходит здесь и сейчас?

Наверное, все начинается с эмоции, с какого-то моего переживания, которое меня долго не отпускает. И я начинаю искать для него оболочку в виде сюжета, истории, идеи. Как ключи к замочной скважине, подыскиваю сюжеты и жанры для того, чтобы отразить то, что у меня на душе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Каждый справится: 10 комнатных растений, которые практически не нуждаются в уходе Каждый справится: 10 комнатных растений, которые практически не нуждаются в уходе

Растения, которые может себе позволить даже тот, кто часто уезжает из дома

ТехИнсайдер
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
Нейросеть Google предсказала запах молекул по их структуре Нейросеть Google предсказала запах молекул по их структуре

Исследовательская лаборатория Google Research представила карту основных запахов

N+1
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Почему сегодня так трудно быть родителем: отношение общества к семье Почему сегодня так трудно быть родителем: отношение общества к семье

Отрывок из книги «Между заботой и тревогой» — как общество влияет на родителей

Psychologies
Куда уходят деньги? Куда уходят деньги?

Как найти дыру в семейном бюджете и залатать ее

Лиза
Эффект дождевой тени: почему хомяки западных Анд всегда упитаннее восточных сородичей Эффект дождевой тени: почему хомяки западных Анд всегда упитаннее восточных сородичей

Возможно, зоологи открыли новое универсальное правило природы

Вокруг света
Прочие опасности Прочие опасности

Что писали в «дорожных» книгах 1950-х и 1960-х годов

Автопилот
7 советов, как наладить сон при сильном стрессе 7 советов, как наладить сон при сильном стрессе

Семь научно подтвержденных советов, как наладить сон при сильном стрессе

Inc.
Мир наизнанку Мир наизнанку

Брейгель – художник, но слова в его работах играли не только роль названий

Вокруг света
Паника, тревожность и стресс. Как помочь психике в сложной ситуации Паника, тревожность и стресс. Как помочь психике в сложной ситуации

Что делать с паникой, тревожностью и стрессом, как поддержать близких?

СНОБ
Кашалоты Тихого океана Кашалоты Тихого океана

Кашалоты используют различные кодовые «диалекты», последовательности щелчков

ТехИнсайдер
Американский космизм Американский космизм

В США показывают самое большое в мире произведение современного искусства

Weekend
Забыть и жить дальше: ученые нашли фермент, который контролирует травматические воспоминания Забыть и жить дальше: ученые нашли фермент, который контролирует травматические воспоминания

Открытие, которое поможет в лечении пациентов с ПТСР и другими расстройствами

Вокруг света
На чужих берегах: аудиоспектакль к 100-летию первой волны русской эмиграции На чужих берегах: аудиоспектакль к 100-летию первой волны русской эмиграции

Отрывок из текстовой версии аудиоспектакля «На чужих берегах» об эмиграции

СНОБ
Стать своим на чужом рынке Стать своим на чужом рынке

Как разработать национальную концепцию позиционирования продукта для экспорта

Агроинвестор
Подвижное в подвижном Подвижное в подвижном

Григорий Ревзин о Сирано де Бержераке и о том, как Вселенной достичь гармонии

Weekend
Обсудим наши условия: восемь женщин-дипломатов Обсудим наши условия: восемь женщин-дипломатов

Восемь женщин, которые стремились сделать международные отношения лучше

Forbes
Вот как определить уровень автономности автомобиля: простой способ Вот как определить уровень автономности автомобиля: простой способ

На шкале автономного вождения, состоящей из шести уровней, ваша ласточка есть

ТехИнсайдер
Возможно ли в Москве землетрясение? Если нет, то что стало причиной тряски в 1977 году? Возможно ли в Москве землетрясение? Если нет, то что стало причиной тряски в 1977 году?

4 марта 1977 года Москву тряхнуло так, что люстры в квартирах раскачивались

ТехИнсайдер
Эффект Даннинга–Крюгера: почему некомпетентные люди уверены в своей компетентности? Эффект Даннинга–Крюгера: почему некомпетентные люди уверены в своей компетентности?

Почему все эти люди так вопиюще некомпетентны и не замечают этого?

Psychologies
По прозвищу «Режиссер»: история маньяка Валерия Асратяна, который умолял о расстреле По прозвищу «Режиссер»: история маньяка Валерия Асратяна, который умолял о расстреле

Валерий Асратян представлялся девушкам режиссером, а потом убивал

VOICE
Родословная человечества, улыбка эволюции и несколько видов людей: лучший нон-фикшн об антропологии Родословная человечества, улыбка эволюции и несколько видов людей: лучший нон-фикшн об антропологии

Захватывающие произведения от эволюционных биологов и антропологов

ТехИнсайдер
Как научиться принимать то, что мы не можем изменить Как научиться принимать то, что мы не можем изменить

Отрывок из книги Массимо Пильюччи «Как быть стоиком»

Psychologies
Век королевы Век королевы

Женщина, определяющая столетие

Лиза
Как узнать, как ты записан в телефоне у других людей: простые способы Как узнать, как ты записан в телефоне у других людей: простые способы

Как определить, под каким именем значится конкретный номер в чужом смартфоне

CHIP
«Вселенная Боба» Денниса Тейлора: жизнеутверждающая и ироничная фантастика для гиков «Вселенная Боба» Денниса Тейлора: жизнеутверждающая и ироничная фантастика для гиков

Почему «Вселенная Боба» обрела такую популярность среди читателей?

ТехИнсайдер
Сидр его мечты: история IT-специалиста Максима Брехта, который бросил работу и потратил 10 миллионов рублей на то, чтобы заняться сидроделием Сидр его мечты: история IT-специалиста Максима Брехта, который бросил работу и потратил 10 миллионов рублей на то, чтобы заняться сидроделием

Как из подмосковных яблок создать сидр, который оценят сомелье

СНОБ
Зачем в самолетах пепельницы, если на борту лайнера нельзя курить? Зачем в самолетах пепельницы, если на борту лайнера нельзя курить?

Зачем в самолетах встроенные пепельницы в туалетах, если курить нельзя?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении