Светлана Ходченкова
За девять с половиной секунд из отчаявшейся домохозяйки в БДСМ-госпожу? Ни слова больше! На такую трансгрессию способна только актриса Ходченкова! Ее первая премьера в 2023‑м, ситком «Я “любила” мужа», уже вышла на Premier — и передает пламенный привет Коэнам и феминисткам.
А Светлана передает привет всем вам: благодарит за поздравления с 40‑летием, рассказывает, чего ждать от нового проекта Федора Бондарчука и Паулины Андреевой (и ждать ли нам вообще «Анну Каренину»?), а еще, презрев пилоншеймеров и пилонблеймеров, ставит нас к шесту.
«Надо оказаться в нужное время в нужном месте», — сказала однажды Светлана Ходченкова. Собственно, с этих ее слов начиналось мое первое интервью с ней, записанное в 2007 году: Светлане было всего 24, она только выпустилась из Щуки. Высказанная ею мысль относительно артистической успешности была предельно простой, но удивительно точной: каждый год из театральных и киновузов выпускаются сотни артистов, а востребованными и успешно развивающимися становятся единицы.
Оказаться там, где нужно, Свете удалось как‑то сразу: ее, студентку-второкурсницу, утвердил на главную роль Станислав Говорухин, сначала в «Благословите женщину», затем в «Не хлебом единым». Впоследствии Ходченкова не раз доказала, что мэтр поставил на нее не зря.
Попасть в профессию мало, нужно еще удержаться в ней. И здесь у Светы сложилась правильная стратегия. Сначала она выбирала персонажей, близких себе, а после пошла на сопротивление и, как писали критики, легко преодолела путь от героини кустодиевских полотен до роковой женщины.
Везло, опять же, не только с местом и временем, но и с людьми — режиссеры часто встречали Ходченкову, что называется, не по одежке, не по типажу. И Светлана стремительно перешла к более радикальным характерам: вот ее партизанка Василиса Кожина берется за оружие, чтобы противостоять наполеоновской армии, жестокая графиня Батори купается в крови, а злодейка из комиксов Marvel Гадюка не дает продохнуть Росомахе Хью Джекмана. Наконец, Ходченкова играет в «Довлатове» Алексея Германа-младшего — кто бы мог подумать — неудачливую артистку: «бегает в массовке, зато у самого Товстоногова». Спустя несколько лет Светлана уже шутила, что работа хочет ее чаще, чем она — работу.
«Мне и правда не приходится жаловаться, — размышляла она в очередном нашем интервью, уже будучи большой актрисой и то и дело посматривая на часы. — Как только я начинаю скучать в каком‑либо образе или амплуа, то сразу же бросаюсь в омут с головой и выбираю что‑то кардинально противоположное. Так у меня сначала были драмы, исторические драмы, затем мне захотелось комедий, потом экшена, потом еще и смеси из экшена и фэнтези. И хорошо, что у меня есть возможность все время что‑то в своей работе менять. Ведь если артисту будет скучно в том, что он делает, то и зритель в зале тоже потом начнет зевать».
Сейчас Светлана часто говорит о том, как она пытается замедлиться — все тщательнее отбирает роли и стремится между съемками отдохнуть. Но судя по грядущим проектам с ее участием, дается ей это непросто (а может, и вообще не дается!). Все мы ждем черную комедию «Я “любила” мужа», где героиня Светланы, случайно (да!) убив супруга, переходит в режим «во все тяжкие». Готовимся наблюдать обмен телами в фантастике «Очевидное — невероятное» по Киру Булычеву. Наконец увидим всю изнанку актерской жизни в сериале Федора Бондарчука «Актрисы» — самое время для Ходченковой порассуждать над профессией, на алтарь которой она положила весь свой талант, лишь бы нам, зрителям, не стало скучно.
Как нетоксично сепарироваться от мужа и при чем здесь БДСМ-секс и Коэны
Света, ну как дела?
Ну как…
Да, настали времена, что простое «Как дела?» кажется вопросом с подвохом. Тем не менее как?
Тревожно. Точнее так: кажется, что все в порядке. Проекты, которые мы делали в последнее время, вскоре выйдут. Но все равно не получается расслабиться: не представляю, что будет с нашим кинематографом дальше. При этом я даже до конца не понимаю, за что именно волнуюсь. Мой страх не имеет конкретной краски.
Как вывозишь? Одни едят мухоморы, другие ушли в крипту, третьи наконец осознали важность друзей и семьи в своей жизни и променяли бары на домашние кухни, практикуя расклады таро и простое человеческое общение. Ты тоже?
Кстати, нет. Я в принципе не особо ориентирована на общение. После съемок так устаю, что только и хочу, что посидеть в оглушительной тишине. Максимум — выйти в кино. И то, потому что в зале можно помолчать. Друзья тоже загружены съемками. Мы списались: «Давай встретимся!» — « Да-да, обязательно!» И всё, затемнение — вспомнили о встрече спустя месяц после того, как она не состоялась.
Какая твоя первая премьера в 2023‑м?
Я убиваю мужа в сериале «Я “любила” мужа» — этот долгожданный (мы начали его еще до пандемии!) проект выходит в онлайн-кинотеатре Premier!