Вспоминаем, как сложилась карьера Романа Виктюка и как он стал гением театра абсурда
17 ноября 2020 года режиссер ушел из жизни.
В раннем детстве Роман Виктюк увидел фильм «Золушка» с Фаиной Раневской по сценарию Евгения Шварца. Картина поразила его, как он сам говорил, вовсе не сюжетом и даже не сказочными героями. Мальчика очаровала живое волшебство картины, ее легкая условность и декоративность. Пожалуй, волей к этой чистой форме, во всем определяющей и утверждающей содержание, Виктюк был одержим всегда. Жажда возвысить, приукрасить, наполнить яркими цветами окружающий мир легли в основу его уникального театра.
Слава пришла к нему в 1980-е годы, когда он сумел воплотить на сцене немыслимые для советской страны сюжеты и образы. Его «Служанки», «Федра» и «Мадам Баттерфляй» открывали двери в какой-то потусторонний мир, который, казалось, всегда был где-то рядом, но непостижим, скрыт и вытеснен. Виктюк обращался к классическим сюжетам литературы с логикой сна, что помогало ему доставать нечто иррациональное и мистическое, всегда одновременно пугающее и завораживающее. В «Мастере и Маргарите» Виктюк видел прежде всего эту мистическую повседневность, соучастие потусторонних сил в нашей жизни, сновидческую Москву.
Эта метафизика скрывалась у него в теле, освобожденном в его театре от всего официального и социально допустимого. Когда Константин Райкин появлялся в «Служанках» в балетной пачке с язычески изрисованным лицом, трудно было понять, что он играет, что изображает? Играло, в общем, одно тело, оно неслось по сцене в исступленных и изломленных движениях, произносило полушепотом