Все везде и сразу, но без женщин: самые интересные фильмы-номинанты на «Оскар-2023»
Во вторник 24 января американская киноакадемия объявила номинантов на премию «Оскар-2023» — победители будут оглашены на торжественной церемонии 12 марта. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, как распределились номинации в этом году, о фаворитах оскаровской гонки и фильмах, которые стоит посмотреть в ожидании результатов премии.
Объявление оскаровских номинантов в этом году обошлось практически без сюрпризов: все фавориты наградного сезона на месте, женщин в главных категориях практически нет, блокбастеры отметились в технических номинациях и, по новой оскаровской традиции, в категории «Лучший фильм». Чернокожих режиссеров полностью проигнорировали.
Единственной неожиданностью, если можно так сказать, стал триумф независимого фильма «Все везде и сразу» Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта, а еще немецкой адаптации книги Эриха Мария Ремарка «На западном фронте без перемен». Журналисты, конечно, предсказывали успех и той, и другой работы, но были гораздо скромнее в своих прогнозах. В итоге картина «Все везде и сразу» стала лидером оскаровской гонки с 11 номинациями.
За ней идут любимые критиками «Банши Инишерина» Мартина Макдоны и «На западном фронте без перемен» Эдварда Бергера с девятью номинациями. После 14 номинаций на премию BAFTA стало понятно, что работа Бергера явно задела души членов киносообщества. Европейская любовь к картине передалась и американской академии, которая в последнее время расширяет свой круг и принимает все больше иностранных критиков. В итоге картины на иностранном языке теперь не должны сидеть в загоне для «Лучших фильмов на иностранном языке» — категории, которая в Америке абсолютно никому не интересна — а «просачиваются» в другие номинации. Так было с «Ромой» Альфонсо Куарона, «Паразитами» Пон Джун-хо и теперь случилось с «На западном фронте без перемен». Это весьма приятная тенденция, которая, хочется надеяться, сохранится в последующие годы.
В остальном академия не удивила. За Бергером, Дэниэлсами и Макдоной по числу номинаций идут «Элвис» База Лурмана с восемью номинациями, «Фабельманы» Стивена Спилберга с семью, «Тар» Тодда Филда с шестью. Все они попали в самую престижную категорию «Лучший фильм». При этом академия в последние годы отчаянно пытается привлечь к себе молодую аудиторию, поэтому всегда включает в число номинантов парочку популярных фильмов. В этом году за популяризацию академии отвечают «Топ Ган: Маверик» с шестью номинациями (кроме лучшей картины и лучшего адаптированного сценария — все технические) и «Аватар: Путь воды» с четырьмя номинациями.
«Треугольник печали» шведа Рубена Эстлунда, хоть и снятый на английском, все-таки европейская копродукция. Так что он вместе с Бергером представляет «неамериканские» фильмы в оскаровской гонке. У картины всего три номинации, зато каких — помимо лучшего фильма Эстлунда номинировали за режиссуру и лучший оригинальный сценарий.
При этом единственным фильмом, снятым женщиной, стал «Говорят женщины» Сары Полли, который, кажется, включили в эту категорию, чтобы хоть как-то разбавить мужчин и избежать обвинений в дискриминации. Правда, сделать это явно не удалось, потому что в режиссерской категории женщин нет.