Интервью с одним из ведущих венчурных инвесторов Игорем Рябеньким

Inc.Бизнес

«Нельзя всё время думать только про свои деньги»: Игорь Рябенький — про сообщество ангелов AltaClub и перемены в глобальном венчуре

Текст: Никита Камитдинов. Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia

Пять лет назад один из ведущих российских венчурных инвесторов Игорь Рябенький вместе с партнёрами основал сообщество AltaClub. В него вступают бизнес-ангелы, желающие проинвестировать стартапы, в капитал которых входит инвестгруппа Рябенького AltaIR Capital. В первой половине 2020 года идея дала плоды: сумма активов под управлением сообщества превысила $50 млн, доходность по выходам — 150%. При этом Рябенький утверждает, что лично для него коммерчески выгоднее было бы отдать фонду ресурсы, вложенные в сообщество. Тогда зачем ему AltaClub? Мы обсудили с Игорем Рябеньким, как формат сообщества позволяет ему инвестировать гибче, почему из-за пандемии не упал венчурный рынок и как дефицит офлайн-коммуникации сказывается на бизнесе фонда.

— Почему вы решили раскрыть результаты AltaClub? Получили хороший результат в последнее время?

— У нас действительно рекордно хорошие результаты, но они и до этого были неплохие.

Что поменялось? Мы с командой придумали клуб пять лет назад, когда нам стало понятно, что формат фонда не позволяет ангелам присоединяться к нашим инвестициям, хотя многие из них на нас смотрят. Клуб — тема взаимовыгодная: у нас стало больше возможностей инвестировать, а ангелы смогли встать в сделки фонда на наших условиях.

Сначала клуб был достаточно небольшим и рос потихонечку. В 2019 году он стал более-менее заметным, а в 2020 году во время пандемии показал рекордный рост. За год мы выросли в 3–4 раза по объёму активов.

Да, итоги приятные. Во-первых, у нас очень хороший портфель, многие сделки в нём — это эксклюзив, которого нет на рынке. А во-вторых, хорошая возвратность. То есть мы растём как по объёму, так и по прибыльности.

— Вы говорите, что доходность клуба по выходам превысила 150%. Как она соотносится с показателями фонда?

— Тут очень тяжело сравнивать, потому что в фонд люди когда-то вложили деньги, и эти деньги иногда могут докладываться, но, в принципе, они вложены, работают и потом начинают выходить. И здесь появляется такой параметр, как ROI — возвратность инвестиций фонда.

В клубе устроено несколько по-другому. Когда фонд входит в сделку, мы говорим ангелам из клуба: «Окей, ребята, у вас есть эта сделка и какое-то время на принятие решения». Но это индивидуальная история: человек входит только в одну сделку. В течение года он может войти в 10 или 15 сделок, не важно, но у него появляется индивидуальный портфель без параметров фонда. И свой портфель кто-то начал формировать пять лет назад, а кто-то пришел вчера и первый раз проинвестировал.

По фондам четко могу сказать: первая когорта фонда — 70% годовых, общая доходность сейчас более 60% годовых.

— В случае клуба объявленные 150% — это доходность по выходам, а в случае фонда 60% годовых — это что?

— В фонде — это агрегированная доходность, у нас же выходов там тоже полно. Грубо говоря, если человек вложил $1, на сегодняшний день он получил 33 цента с выходов, и кроме этого, оставшиеся его 70 центов стоят сегодня $3.

— И если сложить одно с другим, получится 60–70% годовых?

— Да. Чтобы понимать, как считаются годовые, надо принять во внимание, что фонд не сразу получает деньги. Наш второй фонд был создан в июле 2015 года, а последний capital call прошел во втором квартале 2020 года. И годовые считаются не тогда, когда тебе пообещали деньги, а когда перевели. Пока деньги лежат в кармане у нашего инвестора, мы на них, конечно, ничего не зарабатываем.

Вот даже сейчас у меня есть остаток на счету и он тянет доходность вниз, потому что это неинвестированные деньги. Но этого не избежать. Разместить свободные средства — большое искусство, и мне это пока не удаётся.

О фондах AltaIR Capital

Первый венчурный фонд AltaIR.VC объёмом $20 млн Игорь Рябенький поднял в 2012 году. Его партнерами тогда стали владелец Game Insight Игорь Мацанюк и сооснователь Mail.Ru Group Михаил Винчель. Фонд специализировался на инвестициях в стартапы ранних стадий (pre-seed) и провел пять десятков сделок средним чеком $100–200 тыс.

Свой второй фонд AltaIR Seed Fund на $100 млн Рябенький поднял два года спустя. Его проинвестировала структура Millhouse Capital, подконтрольная Роману Абрамовичу. В портфеле AltaIR Seed Fund более ста стартапов, фонд осуществил два десятка успешных выходов, средний чек вырос до $800 тыс.

В конце 2019 года стало известно, что Рябенький запускает третий фонд размером $200 млн с якорными инвесторами из прошлого фонда. Третий фонд рассматривает стартапы на стадиях seed и раунда A. Средний чек немного увеличится, сделки будут совершаться более стабильно, обещал Рябенький.

В разные времена структуры Рябенького инвестировали в Miro, PandaDoc, CarPrice, Profi.ru, LinguaLeo, Mubert, Cherry Home, Wallarm и другие проекты с русскоязычными основателями. Сейчас AltaIR Capital специализируется на проектах в сферах SaaS, D2C (direct to consumer), Marketplaces, Healthtech, Fintech, Insuretech и Adtech.

«Стартаперам достаточно моего реноме»

— Модель AltaClub не очень распространена на венчурном рынке. Что послужило импульсом к созданию клуба?

— Было несколько импульсов. Первый раз про групповые инвестиции мы задумались, когда появился AngelList. Я понял, что так можно делать, но в тот момент считал, что мало кто готов. Тогда я сам был ангелом, работал только на российском рынке и мне особо нечего было предложить.

Второй импульс был, когда я поднял первый фонд, но денег у меня было достаточно мало. То есть для ангела много, а для фонда мало.

Третий импульс был, когда я стал много выступать публично и всё время получал вопросы типа: «Ребята, я ангел, как к вам присоединиться?» Я не мог ответить взаимностью, потому что люди хотели присоединяться мелкими чеками и я понимал, что забодаюсь это всё собирать и агрегировать.

И ещё один импульс: на рынках стали появляться псевдо-сообщества. В России таким был, допустим, VentureClub.co. Это лавки-лохотроны, которые объявляли черти что — а я знал, что внутри там ничего, обычный обман инвесторов. Этот фактор не был основным, но тоже повлиял.

Да, наверно, ещё на меня повлияло, когда я познакомился с OurCrowd в Израиле. Они сделали правильную красивую площадку, но без нашего главного тезиса: что мы в любой проект сначала сами вкладываем, а потом уже зовем участвовать.

Если проект пролетит, значит, фонд потерял деньги — а если фонд заработал, значит, и ангелы заработают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила долголетия Правила долголетия

Результаты крупнейшего исследования долгожителей

kiozk originals
Иметь или быть? Иметь или быть?

Как современное общество стало материалистическим

kiozk originals
8 главных фильмов о моде 8 главных фильмов о моде

Фильмы о фэшн-индустрии и манящей глянцевой жизни

Cosmopolitan
Наши в Голливуде: Козловский, Хабенский и другие звезды, покорившие Запад Наши в Голливуде: Козловский, Хабенский и другие звезды, покорившие Запад

Смотри наш список знаменитых русских актеров и режиссеров в Голливуде

Cosmopolitan
Фаршированный перец Фаршированный перец

Сильные стороны голубца компенсируются слабостями. Проверим?

Weekend
Нам всем нужен феминизм Нам всем нужен феминизм

Дискуссия о равенстве полов

kiozk originals
Братья Райт Братья Райт

Люди, которые научили мир летать

kiozk originals
Критические будни Критические будни

«Никогда. Редко. Иногда. Всегда» как хроника гендерного неравенства

Weekend
Аллергия - ошибка иммунитета Аллергия - ошибка иммунитета

Вряд ли в наше время можно найти человека, который ничего не слышал про аллергию

Популярная механика
Вспомнить все: почему мы забываем наши сны Вспомнить все: почему мы забываем наши сны

Забывать сны - это нормально. Но почему!?

Популярная механика
Специальные Lada: 8 самых необычных автомобилей АвтоВАЗа Специальные Lada: 8 самых необычных автомобилей АвтоВАЗа

Универсал для словацких полицейских и другие модификации Lada

РБК
Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков

Спортивные драмы с амбициозными бюджетами и внушительными кассовыми сборами

РБК
44 года со дня тарана самолетом дома в Новосибирске 44 года со дня тарана самолетом дома в Новосибирске

Столкновение, случившееся в 1976 году, было не случайностью

Maxim
«Я же говорила!»: как распознать мнимую уверенность «Я же говорила!»: как распознать мнимую уверенность

Все мы слышали фразы вроде «А ведь я предупреждал!»

Psychologies
Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина» Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина»

Оксана Карас сняла фильм «Доктор Лиза» о благотворительнице Елизавете Глинке

Glamour
Оксана Карас: «Мне только ленивый не позвонил перед съемками и не сказал:«Оксана, беги!» Оксана Карас: «Мне только ленивый не позвонил перед съемками и не сказал:«Оксана, беги!»

Оксана Карас, режиссер: мы все чокнутые, постоянно говорим про кино

Grazia
Как не раствориться в партнере и сохранить личные границы Как не раствориться в партнере и сохранить личные границы

Какие риски несет такое представление о гармонии в отношениях

Psychologies
Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть вторая Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть вторая

Маршруты для идеального путешествия по Москве. Продолжение

Культура.РФ
Нервничаешь после еды? 5 причин, с чем это может быть связано Нервничаешь после еды? 5 причин, с чем это может быть связано

Порой мы испытываем тревогу по непонятным причинам, например, после еды

Playboy
Индульгенция на насилие: что стоит за историями Егора Жукова и Алексея Навального Индульгенция на насилие: что стоит за историями Егора Жукова и Алексея Навального

Рынок убийств, отравлений и избиений стал одним из самых динамичных в России

Forbes
Магическая уборка Магическая уборка

Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

kiozk originals
Перинатальные андрогены спасли самцов мышей от аллергии Перинатальные андрогены спасли самцов мышей от аллергии

Мужчины оказались устойчивее к анафилаксии

N+1
Метод Помидора Метод Помидора

Управление временем, вдохновением и концентрацией

kiozk originals
Tommy Cash: «Жена Рика Оуэнса купила у меня мою сперму» Tommy Cash: «Жена Рика Оуэнса купила у меня мою сперму»

Томми Кэш о том, почему иногда важно просто послать всех нахер

GQ
Масочный режим: за что любить тканевые маски Масочный режим: за что любить тканевые маски

Чем тканевые маски выгодно отличаются от масок в тюбиках и баночках

Psychologies
«Современный музей — это не хранение, а диалог с посетителем». Разговор сотрудниц Политеха об инклюзивности, образовании и новых форматах взаимодействия «Современный музей — это не хранение, а диалог с посетителем». Разговор сотрудниц Политеха об инклюзивности, образовании и новых форматах взаимодействия

Зачем музею говорить о правах человека

СНОБ
Чем заняться в выходные? 15 примеров того, как провести уикенд весело и с пользой Чем заняться в выходные? 15 примеров того, как провести уикенд весело и с пользой

Коллекция идей, как провести субботу и воскресенье интересно и незабываемо

Playboy
Глотаемую капсулу с электростимулятором испытали в свином желудке Глотаемую капсулу с электростимулятором испытали в свином желудке

Глотаемая капсула внедряет электроды и помогает мыщцам желудка сокращаться

N+1
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Признавайся, у тебя тоже бывает такое, что хочется рассказать о своем бывшем?

Cosmopolitan
Автопроизводителя имени Теслы обвинили в наглом мошенничестве Автопроизводителя имени Теслы обвинили в наглом мошенничестве

Серьезные обличения в наглой лжи Теслы

Популярная механика
Открыть в приложении