Возможен ли в России food-тревелинг?
Рассказывает Александр Сысоев, основатель Российского ресторанного фестиваля и член жюри ресторанного рейтинга GQ.
В Европе food-тревелинг – очень популярный вид туризма. Казалось бы, в России, с ее огромной территорией и множеством национальных кухонь, дела с ним должны обстоять еще лучше. Но на деле есть много нюансов, которые этому мешают. Александр Сысоев, основатель Российского ресторанного фестиваля и автор телеграм-канала «СысоевFM», разобрался в них и рассказал, что нужно сделать, чтобы food-тревелинг в России стал возможен.
Почему гастрономический туризм не развит в России?
В Европе города расположены недалеко друг от друга, и в каждом из них есть свои рестораны, отличающиеся количеством звезд Michelin, кухнями и поварами. При этом разрыв между уровнем инфраструктуры в маленьких городах и мегаполисах небольшой. За счет того что расстояния невелики, многие путешествуют на машинах, и расположенные между мегаполисами городки получают довольно большой трафик.
В России же, с ее эпическими масштабами, ситуация иная: на машинах часто путешествуют не от хорошей жизни – это просто гораздо дешевле. И небольшим городам, какой бы у них ни был гастрономический потенциал, не приходится рассчитывать на обширный платежеспособный трафик.
Рассказывать о ресторанах людям – прямая работа гидов и премий. В России их достаточное количество в разных городах. Тем не менее если в европейском отеле спросить у консьержа совета о том, куда пойти поужинать в его городе, он даст список: вот рестораны Michelin, вот The World’s 50 Best Restaurants и так далее. А если спросить о том же консьержа в московском отеле, мы услышим: «Вот мои личные предпочтения». Знает ли он о премиях или гидах? Скорее всего, слышал, но они по каким-то причинам для него не важны.
Дело не в качестве этих рейтингов или их честности – поверьте, в России много по-настоящему объективных гидов. Просто любой рейтинг и премия не должны заканчиваться с награждением или выпуском альманаха. Они требуют большой работы после – в течение всего следующего года, до очередного выпуска или награждения как минимум. А этого не происходит. Поэтому к ним не относятся с таким же пиететом, как в Европе.