Все игры мира
Что будет, если скрестить шашки с шахматами, украсив получившийся гибрид забавами из древней Индии, Персии и Китая? Результат известен: получится алтайская шатра
Алтай — словно перекресток, на котором сходятся разные культуры Востока. Будучи частью России, республика граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. Коренное население Алтая — алтайцы, но это лишь объединяющее название для множества малых народов, среди которых теленгиты, кумандинцы, тубалары, челканцы, телеуты. Живя вместе, они обзавелись общими традициями. Религиозное учение бурханизм возникло в начале XX века. Национальный праздник Эл-Ойын («всенародные игры») впервые отметили в 1988 году. Шатра — тоже новодел, национальный продукт, созданный в 1970-е учеными в рамках программы по возрождению культурного наследия Алтая.
К тому моменту, когда этнографы взялись за воссоздание шатры, игра практически исчезла. Специалисты Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы ездили по отдаленным стойбищам Кош-Агачского аймака (района) и играли со старейшими животноводами, выспрашивая, как выглядела доска и ходили фигуры. Чтобы собрать обрывки правил воедино, научные сотрудники консультировались с ведущими шашистами и шахматистами.
Сейчас трудно понять, что в шатре было изначально, а что привнесли этнографы. На Алтае постоянно ведутся раскопки, но среди находок нет ни игровых досок, ни фигур. Однако шатра и сама может многое рассказать о себе: в ней перемешались элементы древнейших игровых систем разных стран. Название происходит от персидского «шатрандж», что, собственно, и означает «шахматы». Большое сетчатое поле отсылает к арабской игре киркат. Наличие крепостей напоминает об индийских шашках. Конусовидная форма фигур характерна для индо-персидской игровой традиции.
Игровое поле в шатре разделено «рвом» — это аналог реки в китайских шахматах сянци. Как и шатры, пешки в сянци на домашней части поля ходят только вперед и лишь на половине противника обретают свободу маневра. Вероятно, сянци на Алтай завезли китайцы или монголы (кстати, национальные монгольские шахматы носят название «шатар»).
Кроме обычных фигур в шатре есть бий («вождь»), по значению напоминающий шахматного короля. Привилегированная фишка бытовала в древних шашечных системах от римских латрункулей до лапландского дабло, но сохранилась только в шатре. Ее наличие вносит в игру дополнительный элемент стратегии: для победы необязательно уничтожать все силы противника, достаточно срубить фишку-предводителя. Некоторые элементы правил явно заимствованы из современных шашек и шахмат. В частности, дойдя до противоположного конца поля, шатра превращается в дальнобойного батыра (богатыря), который ходит и бьет, как ферзь.