Венчурные тренды февраля: темные кухни и образование в долг
Самые интересные стартапы прошлого месяца отражают новые тренды в венчурной индустрии
Казалось бы, на рынке уже изобретены все возможные модели, но каждый раз оказывается, что изобретательность бизнесменов не знает границ. Вот два самых интересных тренда февраля 2019 года.
Темные кухни
О чем речь? Разнообразные аналоги Delivery Club в мире растут: всё больше клиентов заказывают еду из ресторанов, в которых в жизни не были. И тут возникает противоречие. В цене блюда в ресторане огромную долю занимают затраты на аренду просторного зала, роскошный интерьер и зарплату официантов. В доставке все это не важно, но кардинально дешевле продавать через нее нельзя: бренд не позволяет, гости приходить не будут. Скидка «на вынос» может быть 10-20%, больше уже не смотрится.
Решение проблемы — темные кухни. Это рестораны без зала, которые работают только на доставку, в каноническом случае — через агрегаторы, но некоторые и через свою. Нет зала — нет и расходов: то же блюдо темные кухни продают дешевле или при той же цене используют более дорогие и качественные ингредиенты. А возможно, у них остается больше денег на маркетинг. Не так уж важно, как экономию использовать, — главное, что она есть.
Ничего принципиально нового в этой модели нет. Однако нынешний рост агрегаторов упростил вход для новичков, и «темные кухни» стали возникать значительно чаще.
Конкретный пример. Проект «Много лосося» запустился прошлым летом. Меню стартапа соответствует названию. Я заказал не обед поке (так в ресторанах теперь называется что угодно с кусочками рыбы в глубокой тарелке). Экономика блюда выглядит так:
— лосось стоит 93 рубля;
— остальные продукты 28 рублей;
— готовка и упаковка 107 рублей;
— аренда цеха и сопутствующие расходы 35 рублей;
— комиссия и доставка от агрегатора 171 рублей.
Итого: 434 рубля.
Клиент платит за поке 490 рублей (в случае «Яндекс.Еды» он ещё отдельно доплачивает сверху за доставку, но этих денег ресторан не видит), маржа «Много лосося» составляет чуть больше десяти процентов. Не так уж много, но по замыслу блюдо вкуснее, качественнее и сытнее, чем у обычного ресторана за ту же цену, клиенты будут возвращаться.