ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

ВедомостиРепортаж

Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

Дмитрий Игнатьев, Мария Истомина
вт. 8.04.2025

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Институт развития интернета (ИРИ) – крупнейшая организация, которая поддерживает производство социально значимого онлайн-контента в России, причем в самых разных его формах – от масштабных сериалов до видеоигр и блогерских шоу. С 2020 г., когда ИРИ начал распределять субсидии на создание контента в интернете, его бюджет вырос более чем в 8 раз – с 3 млрд до 25,3 млрд руб., выделенных на 2025 г.

Рост финансирования организации гендиректор ИРИ Алексей Гореславский связывает в том числе с признанием ее успехов в импортозамещении контента в России. А ключевым достижением ИРИ он считает то, что добиться этого удалось за счет органического интереса аудитории к отечественным проектам.

В интервью «Ведомостям» Гореславский рассказал, какие стоп-темы есть у организации при отборе контента для поддержки, как санкции ЕС повлияли на ее работу и почему художественное осмысление темы СВО требует исторической дистанции.

«ИРИ запускался как эксперимент»

– Бюджет ИРИ на 2025 г. составил 25,3 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2024 г. (18 млрд руб.). Чем обусловлено такое существенное увеличение субсидии?

– В феврале 2024 г. президент в послании Федеральному собранию объявил, что до 2030 г. на творческие проекты в кино и интернете из бюджета будет выделено 100 млрд руб. Отсюда у нас и появились дополнительные 12 млрд руб., они были добавлены к уже заложенной в бюджете на 2025 г. субсидии в размере 13 млрд руб. Дополнительные 12 млрд руб. будут выделяться ИРИ ежегодно в течение ближайших шести лет. Если посчитать, мы получили около 70% от выделенной государством суммы в 100 млрд руб., остальные средства распределены между конгломератом госфондов.

– Почему, на ваш взгляд, контент в интернете сейчас стал одним из приоритетов для государства?

– Я это связываю не только с изменением медиапотребления, которое все больше смещается в интернет, но и с растущим влиянием онлайн-проектов на общественное сознание. ИРИ запускался как эксперимент, по итогам 2023–2024 гг. результаты, видимо, были признаны достойными. Кроме того, выделение дополнительного финансирования, вероятно, стало следствием признания успехов в импортозамещении контента после ухода из России иностранных производителей. Принципиально важно, что получилось добиться этой цели без какого-либо принуждения аудитории: и мы, и производители просто стремились попасть в ожидания зрителей, усилить органический интерес к отечественным проектам, который наблюдался еще до пандемии. Тем более что голливудские новинки доступны россиянам в неофициальном кинопрокате и у интернет-пиратов. Если бы, например, сериал «Слово пацана» получился скучным, то никто бы его и не посмотрел.

– Какая часть бюджета 2025 г. забронирована контрактами предыдущих лет?

– На выплату обязательств по договорам предыдущих периодов забронировано 5,5 млрд руб., эта цифра стабильна в последние годы. Остальные средства (19,9 млрд руб.) мы распределим в рамках договоров, которые будут заключены в 2025 г. на проекты со сроком реализации до 2027 г.

– На какие контентные направления ИРИ выделяет основную часть своих средств?

– Структуру по 2025 г. мы пока четко не знаем, она будет понятна только к осени после проведения всех конкурсов. А вот по 2024 г. картина следующая: основная часть бюджета – 48% – пришлась на видеоконтент, т. е. сериалы разных форматов и жанров. Следом идет контент в блогосфере – 37% от всех средств 2024 г. Хотя это не самая большая статья в бюджете, количество проектов в блогосфере больше, чем сериалов. Это и понятно: сериалы – наиболее дорогой контент в производстве. На мультиформатный контент – к нему мы относим экосистемные проекты, которые могут включать в себя серию статей, отдельный сайт-лендинг, ролики, документальный фильм на видеосервисе и т. д., – мы выделили 9%. Вообще мультиформатное направление нам очень интересно, поскольку оно позволяет охватить пользователей в самом широком формате. Далее: на видеоигры и ПО пришлось 5% бюджета 2024 г., а на интернет-проекты в СМИ – 1%. СМИ у нас золушки, большой объем бюджетов они не запрашивают. В целом это уже наша устоявшаяся структура по контентным направлениям: в 2023 г. она была примерно такой же, корректировки происходят, но, как правило, они незначительны.

«В моем понимании, лучше меньше, да лучше»

– В 2024 г. 73 из 290 оригинальных проектов, вышедших в онлайн-кинотеатрах, были произведены при поддержке ИРИ, следует из предоставленных вами данных. В будущем вы планируете и дальше увеличивать количество проектов или сделаете акцент на масштабных сериалах и, соответственно, их количество станет меньше?

– Я, конечно, за второй вариант. В моем понимании, лучше меньше, да лучше, как говорил Владимир Ленин. Сериалы уже занимают почти половину бюджета ИРИ, дальше наращивать эту долю мы не планируем. Рынку не нужно еще больше проектов, да и дорогое это удовольствие. Думаю, производители с нами солидарны: количество выпускаемых индустрией оригинальных проектов, по моему прогнозу, в ближайшее время начнет сокращаться на 5–7% в год. Мы уже ставим задачу себе и призываем производителей делать акцент не на количестве проектов, а на их качестве и широте аудиторного охвата. Лучше выпустить 20 проектов, каждый из которых соберет хотя бы половину аудитории сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (Wink; Start; НТВ), чем 50, но таких, которые будут тихо лежать на полочках видеоплатформ. Кроме того, масштабный проект, как правило, имеет потенциал для развития франшизы, что отвечает тенденции на экосистемные, мультиформатные контентные продукты. Мы однозначно выступаем за более широкое распространение этого тренда в российской медиаиндустрии.

– Какие уже вышедшие сериалы ИРИ можно назвать самыми масштабными по размеру выделенного вами бюджета на их производство?

– Конкретные цифры я раскрыть не могу. Есть совершенно понятные признаки масштабных проектов. Это большой объем компьютерной графики (CG), сложные и небанальные локации, звездный актерский состав. Кроме того, поскольку основная часть масштабных проектов имеет в основе историческую тематику, в числе критериев и широкая представленность в сериале костюмов и вещей, соответствующих эпохе. Перечисленным признакам соответствуют выпущенные при нашей поддержке сериалы «Последний богатырь. Наследие», «Челюскин. Первые», «Плевако».

– Какую долю от производственного бюджета проекта ИРИ, как правило, берет на себя?

– Мы покрываем до 70% бюджета, но к этой цифре мы приближаемся, только если понимаем, что у проекта очень высокая социальная значимость. В бюджете больших сериалов доля наших средств, как правило, составляет 30–45%. В средних или небольших она обычно чуть больше – около 50%.

– Бюджетирование у вас идет сразу на весь проект? Или по годам?

– На проект, но разбивается по годам. К примеру, работа над большими сериалами, которые нам заявляют на конкурс национального контента, как правило, идет дватри года, поэтому с их производителями мы обычно сразу подписываемся на трехлетний цикл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
«Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню» «Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню»

Аня Пересильд — как сложилась ее жизнь после «Слова пацана»

OK!
Мир, дружба, Мир, дружба,

Актеры Кирилл Кяро и Даниил Страхов — о дружбе, работе и “Гипнозисеˮ

Men Today
Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор» 52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор»

Как проходил эксперимент по самому длительному пребыванию акванавтов под водой

ТехИнсайдер
Миниатюрный орнитоптер стал одноногим прыгуном Миниатюрный орнитоптер стал одноногим прыгуном

Как инженеры создали робота-прыгуна массой меньше грамма

N+1
Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма

История Мехрана Насери — иранца, который так и не смог покинуть зону ожидания

ТехИнсайдер
C понедельника начну C понедельника начну

Новая работа – это здорово, но и немного страшно. Как сделать все хорошо?

VOICE
Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап

Какие теории заговора про римских пап были самыми безумными?

Maxim
8 самых грустных фильмов про собак 8 самых грустных фильмов про собак

Эти фильмы про собак точно тронут вас за душу

Maxim
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней

Какие Папы Римские прославились вовсе не благодеяниями, а громкими скандалами

Maxim
Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов

Какие бывают отвертки — виды и названия наконечников, а также их размеры

CHIP
«У художника нет цели — только путь» «У художника нет цели — только путь»

Зорикто Доржиев о том, как искать себя в легендах и находить на Christie’s

Weekend
Почему женщины бегают к тарологам в 30, а мужчины верят в теории заговора после 50 лет Почему женщины бегают к тарологам в 30, а мужчины верят в теории заговора после 50 лет

Почему женщины склонны впадать в эзотерику в молодом возрасте, а мужчины в 50

Psychologies
Малая и средняя конкуренция Малая и средняя конкуренция

Субъекты малого и среднего бизнеса видят усиление конкуренции. Итоги мониторинга

Ведомости
Деликатная классика Деликатная классика

Сдержанный и интеллигентный интерьер в духе петербургской классики

SALON-Interior
Волна долговых кризисов неизбежна Волна долговых кризисов неизбежна

Как институты развития могут работать в международных проектах

Эксперт
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Венгерская хроника Венгерская хроника

Михай Зичи: хроникёр придворной жизни России XIX в акварели

Дилетант
Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми

Если вы хотите, чтобы ваши дети всегда доверяли вам, следуйте этим советам

Inc.
Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет

Почему ученые пересмотрели хронологию поселения Мехргарх?

N+1
Пожилые люди, которые потребляют белок три раза в день становятся сильнее Пожилые люди, которые потребляют белок три раза в день становятся сильнее

Потребление белка может помочь сохранить мышечную силу с возрастом

ТехИнсайдер
История 6 соток История 6 соток

Когда появилось такое явление, как дача? Кого можно считать первым дачником?

Лиза
Не ешь пирожок! Не ешь пирожок!

Составляем правильное меню для тебя (без булочек!)

VOICE
Раскрывая тайны Древнего Египта Раскрывая тайны Древнего Египта

СПбГУ уже 140 лет готовит уникальных специалистов — египтологов

Санкт-Петербургский университет
Бестужевы (Бестужевы-Рюмины) Бестужевы (Бестужевы-Рюмины)

Бестужевы — род с таинственным происхождением и запутанной генеалогией

Дилетант
Ушедшее в народ Ушедшее в народ

Как сон мастера картонажа прославил духов Мексики?

Вокруг света
Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал

Гендиректор фонда Дом.РФ — какие арендные проекты поддерживает государство

Ведомости
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
Открыть в приложении