Знание продается за деньги
По данным исследования Высшей школы экономики, около половины студентов за время обучения в университете списывают, некорректно заимствуют материалы для рефератов, курсовых и дипломных работ без ссылок на источники. Часть из них идет еще дальше и просто заказывает написание научных работ на стороне. Авторы проекта «Промысел заказных учебных работ», выполненного при поддержке фонда социальных исследований «Хамовники», изучили, кто и как помогает студентам писать их работы.
Как устроен заказ
В 1990-е годы студенческие работы на заказ писали исключительно бумажные, часто от руки, а авторы зарабатывали в целом лучше: среди респондентов, например, был чиновник среднего российского муниципалитета, который в конце 1990-х зарабатывал дипломами примерно в десять раз больше, чем на службе. В одном из случаев работа была организована следующим образом: в метро было место встречи, тут передавали написанные работы, платили деньги, давали новые задания и расходились.
В середине 2000-х, когда появляется дешевый интернет, начинается бум: контор по изготовлению заказных работ становится очень много, цены падают. С повсеместным введением антиплагиата, примерно с 2013 года, цена и требования к работам возрастают. А начиная с 2018 года отмечается закат рефератного бизнеса в том виде, в котором он появился в нулевые, происходит возврат к условной автономизации исполнителей.
В целом, если попытаться посчитать оборот рынка заказных студенческих работ, оценив количество исполнителей на биржах, средний чек автора и среднее количество работ у него в сезон, то это 5–9 млрд руб. в год.
Как сегодня заказчики находят исполнителей? Одна из форм — агрегаторы. Они, в свою очередь, существуют в двух разновидностях. Первая — биржи, где человек регистрируется, выставляет заказ и делает ставку, дальше исполнитель и заказчик работают напрямую друг с другом, а с общей суммы заказа платится процент бирже. Вторая — серьезные агрегаторы, где есть специальные менеджеры, через которых идет вся коммуникация между клиентом и «писателем».
Но значительная часть исполнителей не работает с агрегаторами. Они либо имеют какие-то контакты с кафедрами, откуда идут заказы, либо ищут заказы самостоятельно: входят в студенческие чаты, запускают рекламу. Основной кормилец — безусловно, репутация. Одна респондентка говорила, что единственный ее продающий текст — это один пост у нее на странице «В контакте». Остальное дает репутация: кому-то написал, этот кто-то кому-то порекомендовал.
Стоимость работ очень сильно дифференцирована в зависимости от региона. Курсовая в не самом лучшем региональном вузе стоит примерно от 900 руб., в лучших учебных заведениях цена поднимается до 12–15 тыс. Важный момент: агрегаторы, в штате которых работают менеджеры, оставляют себе до 75% стоимости заказа. Получается, что автору доходит только четверть чека. Дипломная работа в зависимости от вуза стоит от 7 тыс. до 50 тыс. руб. А за магистерскую диссертацию придется заплатить от 12 тыс. до 80 тыс. руб.
Если заказ проходит через агрегатора, то заказчик платит все сразу, а исполнитель получает деньги, когда сделает работу. Как правило, посредник вводит определенный срок — 50–100 дней, когда по разным причинам клиент может вернуть оплату.
Если студент и исполнитель общаются напрямую, то автор старается себя обезопасить и работает либо после 50%, либо после 100% предоплаты. Был случай, когда исполнитель брал 50-процентную предоплату, а когда работа была готова, отправлял заказчику pdf-версию, в которой кодировал текст так, чтобы его нельзя было копировать. Но чаще всего работу просто разбивают на две-три части.
Случается, что студенты не платят. А вот исполнителям кидать студентов невыгодно — как уже говорилось, репутация зарабатывается годами. Исполнитель может сделать не очень качественный текст, например, текст, состоящий из заимствований по оценке «Антиплагиат-вуз». Но есть мошенники, которые представляются авторами работ, берут предоплату и пропадают.
Кто заказчик
Если говорить о заказчиках, то около 80% из них — это студенты вузов, и очники, и заочники. 10–15% — магистранты и по 5% процентов — школьники и аспиранты, которым нужно сделать статью. Первокурсников ощутимо меньше, чем всех остальных. Самый ходовой товар — курсовые работы, реже — дипломные и магистерские; очень редко — какие-то контрольные.
Заочники чаще заказывают оптом на всю группу. Работающие студенты чаще заказывают работу, потому что уже сами работают и готовы решать учебные проблемы деньгами и связями. Кроме того, у них чаще есть деньги для оплаты заказа. Студенты элитных вузов заказывают на порядок меньше, чем учащиеся среднего регионального учебного заведения.