Хлеб из мух и макароны из кузнечиков: что ждет рынок растительных продуктов в России
Несколько лет назад соевое молоко было редкостью в меню крупных кафе, а сегодня почти везде в крупных городах можно заказать не только капучино на кокосовом, но и взять бейгл с растительной котлетой, а в супермаркете у дома купить немясную котлету на ужин. Какими альтернативными продуктами пополнится российский рынок в ближайшие годы и будет ли на них спрос, рассказывает сооснователь Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов и стартапа Greenwise Юлия Марсель.
Рынок растительных альтернатив в России пополняется новыми производителями практически ежемесячно. И это уже не только стартапы и специализированные веганские компании — в гонку включились производители традиционных мясных, молочных и рыбных продуктов. Сегодня на рынке растительного мяса более 20 российских мясоперерабатывающих предприятий — например, Микояновский мясокомбинат, который производит веганские колбасы. Крупнейшие масложировые и агропромышленные компании, такие как «Русагро» и «Нижегородский масложировой комбинат», также инвестировали в альтернативную продукцию и начали искать новые проекты в этом сегменте.
По данным Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов (АПАПП), с 2019 года количество производителей растительного мяса в России увеличилось с трех до более чем 40 компаний. Сопоставимые цифры мы видим в сегменте растительного молока. И хотя Россия пока на пять-семь лет отстает от рынка альтернативных пищевых продуктов США и на три-пять лет от Европы, рост настолько уверенный, что можно предположить: через несколько лет наша страна займет одну из ключевых ролей в мировой гонке альтернативных белков.
Европейские производители альтернативных продуктов тоже присматриваются к российскому рынку. Например, компания Danone вложила 1 млрд рублей в строительство завода Alpro в Краснодарском крае. А летом 2020 года произошла одна из первых венчурных сделок в сегменте российских альтернативных продуктов: международный фонд Lever VC и Phystech Ventures инвестировали $1,5 млн в российский стартап Welldone, производящий растительное мясо.
Сегодня в АПАПП регулярно обращаются производители мясной продукции из Европы, например, Ponnath, за оказанием консультаций по выходу на рынок России. И часто они хотят не только наладить дистрибуцию из своих стран, но и локализовать производство.
От растительного мяса до макарон из кузнечиков
Альтернативные продукты питания — это не только растительное молоко и мясо. К этой же категории относятся и продукты из водорослей, и растительные морепродукты и рыба, и продукты из белка насекомых.
Российские производители сегодня делают упор именно на растительное мясо и фаршевые продукты, в основном имитируя мясо говядины. Немясных котлет на рынке уже более чем достаточно — можно сказать, что этот сегмент полностью закрыт. А вот другие альтернативы, например, растительная баранина, курятина, рыба — пока свободные ниши. К тому же в России мало растительных стейков и отбивных, а также альтернатив яйцам и кисломолочным продуктам.
Крупные рыбоперерабатывающие компании и стартапы уже начали проявлять интерес к новым нишам: например, Agama уже продает растительный лосось, а Greenwise готовится к выпуску растительного тунца. Но игроков все же пока недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос. Например, на Западе веганские креветки пользуются популярностью, а ведь традиционные креветки очень любят и россияне.