История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историйИстория

Искусство жить красиво

Около трех часов ночи четырнадцатого декабря 1901 года к Тверской пожарной части подлетел на лихаче городовой и вызвав брандмейстера, взволнованно сообщил о сильном пожаре в только что отстроенной гостинице «Метрополь»...

Автор: Нина Белова

Огонь заметили в вентиляционном канале одного из апартаментов гостиницы. Растерявшиеся постояльцы и персонал бросились его тушить, в суматохе забыв оповестить о случившемся пожарную команду. Между тем пламя набирало силу. Загорелись ковры, устилавшие коридоры отеля, обшивка стен в номерах и вестибюлях. Удушливый дым стремительно заполнял лестничные пролеты.

Со всех концов города к месту бедствия мчались пожарные команды. Привели в действие пять паровых труб и ручные насосы, но огонь не сдавался. У пожарных не оказалось в достаточном количестве высоких лестниц — взбирались по связанным малярным стремянкам. Чуть позже были выдвинуты две двенадцатисаженные лестницы и на крышу поднялись более тридцати пожарных. Неожиданно перекрытия рухнули, столбы дыма и пламени взвились в небо.

Огонь бушевал двое суток. Как свидетельствовали очевидцы, «все четыре верхних этажа, огромная роскошная концертная зала, надворные постройки выгорели; крыша, исключая переднего фасада, провалилась, а равно и обрушились потолки один за другим». Ходили слухи, что пожар возник неслучайно и кто-то крупно нажился на страховке...

Огонь бушевал двое суток. Как свидетельствовали очевидцы, «все четыре верхних этажа, концертная зала, надворные постройки выгорели; обрушились потолки»

Проектирование гостиничного комплекса «Метрополь» на Театральной площади началось за два года до наступления ХХ века. Именно тогда Санкт-Петербургское страховое общество приобрело для перестройки старую гостиницу в самом центре Первопрестольной. Москвичи издавна называли ее Челыши по фамилии бывшего владельца — купца первой гильдии Павла Челышева.

Отцом-основателем и главным спонсором нового строительства стал успешный железнодорожный магнат Савва Иванович Мамонтов. В Москве его знали как человека азартного, увлекающегося, энергичного, мецената и покровителя искусств, прозванного современниками Саввой Великолепным и Московским Медичи.

Мамонтов задумал вовсе не гостиницу, а грандиозный культурно-досуговый центр, какого еще не знала Москва, — с театром, залами для танцевальных вечеров, художественными галереями, спортивными залами, катком на крыше, отелем, ресторанами и зимним садом. И все это он предлагал оформить в стиле модерн — последней европейской «фишки».

В новой постройке Савва планировал разместить свое любимое детище — частную оперу, на сцене которой блистал молодой Федор Шаляпин. Огромный шестиярусный театр должен был превзойти и Венскую оперу, и соседний Большой театр, в котором насчитывалось 1750 мест. Мамонтов же говорил о зрительном зале в 3100 мест.

Мамонтов задумал вовсе не гостиницу, а грандиозный культурно-досуговый центр, какого еще не знала Москва, — с театром, художественными галереями, катком на крыше, отелем, ресторанами и зимним садом

«Савва всегда замахивается на что-то грандиозное», — усмехнулся модный московский архитектор Лев Кекушев и отправился за границу, чтобы ознакомиться с первоисточниками. Именно его бюро получило престижный заказ. Вернувшись, Лев Николаевич и его команда приступили к созданию проекта и его реализации.

Но Савву явно что-то не устраивало, и на фасады «Метрополя» был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие лучшие из лучших архитекторов. По иронии судьбы конкурс выиграл Лев Кекушев. Однако заказчик предпочел Вильяма Валькота, проект которого занял четвертое место.

Потрясенный несправедливостью, Кекушев тяжело переживал поражение. «Савва, похоже, заболел англоманией», — иронизировал он. Выбор Мамонтова вызвал недоумение у многих. Как мог Валькот, никому не известный британец одесского разлива, потеснить такую знаменитость, как Кекушев? Ему всего двадцать четыре, он еще никак себя не проявил и ничего не создал. Рассматривать Валькота в качестве руководителя огромной стройки было по меньшей мере легкомысленно. Да и о его проекте отзывы были так себе: «Три этажа совершенно голых стен очень скучны; пятый этаж, покрытый сплошь изразцами, напротив, чересчур богат». Но Савва никого не хотел слушать. Он знал, что делал. Проект Валькота больше подходил для его задумок...

Савве Ивановичу хотелось продемонстрировать Москве искусство наступающего ХХ века — символизм и модерн, которые тогда входили в моду. Постройка большого здания в самом центре города предоставляла прекрасную возможность громко заявить о новых образах и формах в сфере художественного декора — ведь у модерна был свой язык. Фасады гостиницы Мамонтов воспринимал как полотна, на которые можно наносить «рисунки» — объемные рельефы, керамические панно, стеклянные витражи, флорентийскую мозаику, металлическую ковку.

Самой грандиозной идеей Саввы Великолепного было желание одеть здание в многоцветную глазурованную плиточную облицовку и тем самым украсить его «вечными красками». Двадцать три майоликовых панно с «Принцессой Грёзой» во главе появились на фасадах в 1902—1903-м годах.

Через пару лет после того как панно «Метрополя» предстали взору москвичей, майоликовые вставки Врубеля украсят здание Ярославского вокзала, а по фасаду Третьяковской галереи протянется керамический фриз Виктора Васнецова. Модерн сумеет выйти из музейных залов и укорениться во всех сферах повседневной жизни — от экстерьера зданий до предметов быта. Как иронизировал Всеволод Мейерхольд, модерн «теперь всюду — на тросточках, на домах, в кондитерских и на плакатах».

Барельефы для «Метрополя» Савва заказал двадцативосьмилетнему скульптору Николаю Андрееву. Тот только что возвратился из Парижа, где работал в мастерской Родена. Фигурный фриз, опоясывающий здание, станет первым серьезным проектом молодого скульптора и блестящим элементом наружного декора «Метрополя». Хотя вереница полуобнаженных мужчин и женщин с их томной, эротичной пластикой многими воспринималась как дерзость и попрание всех норм.

Майоликовое панно «Поклонение природе»

Работы были в разгаре, когда случилось то, чего никто не мог ожидать: Мамонтова арестовали по обвинению в крупных растратах. Пешком под конвоем знаменитого «миллионщика» на потребу глазеющей публики провели через всю Москву от Сухаревки до Таганской тюрьмы. Однако в суде случился казус: выдающийся адвокат Федор Плевако сумел доказать, что Мамонтов не имел корысти, а руководствовался лишь интересами дела. Присяжные его оправдали, и Мамонтов был отпущен, но разорен — все его активы пошли на погашение долгов.

После страшного пожара 1901 года казалось, что на этой истории можно поставить точку, но «Метрополь», словно сказочная птица феникс, возродился из пепла. Гостиничный комплекс был отстроен заново и торжественно открыт зимой 1905 года. Анонс в газетах гласил: «С 20-го сего февраля открывается в доме С.-Петербургского общества страхований на Театральной площади гостиница и ресторан «Метрополь». Завтраки, обеды и ужины. Известный парижский оркестр салонной музыки под управлением г. Жоржа».

«Метрополь» соответствовал самым высоким мировым стандартам комфорта, которые предъявлял ХХ век. В номерах предусматривались вентиляция и система отопления, телефоны и горячая вода, отдельная туалетная комната с ванной и ватерклозетом. Имелись даже холодильники — хотя лишь в виде емкостей, наполняемых льдом.

Гостиница сразу сделалась чрезвычайно популярной у состоятельных господ и богемы. Остановившийся в «Метрополе» весной того же года поэт Михаил Кузмин — петербуржец и известный эстет — писал другу: «Я в неистовом восторге от гостиницы... Она поражает вкусом, где каждая дверная ручка — художественна, нет ничего наляпанного, масса света, легкость и простота всей мебели, дающая интимность и вместе с тем какой-то помпейский вид».

Публика восхищалась элегантностью отделки и атмосферой утонченного богатства. Тон задавал просторный вестибюль парадного входа с фантастической красоты люстрой в стиле ар-нуво. Стены были облицованы ониксом, пол выложен графитом из Мексики. Лестницу охраняли римские волчицы из уральского змеевика. Уже на входе посетителям давали понять: они попали в гранд-отель для избранных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталья Аросева: «Из-за пани Моники Эльдар Рязанов сомневался, стоит ли брать Аросеву в картину «Старики-разбойники» Наталья Аросева: «Из-за пани Моники Эльдар Рязанов сомневался, стоит ли брать Аросеву в картину «Старики-разбойники»

Судьба подарила Ольге Аросевой роль, которая сделала ее знаменитой на всю страну

Караван историй
На моем запястье ice: краткая история любви рэперов к ювелирным украшениям На моем запястье ice: краткая история любви рэперов к ювелирным украшениям

Когда у рэперов возникла страсть к дорогим (и зачастую вычурным) драгоценностям

Esquire
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты» Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты»

Алексей Гуськов — о том, как создавался сериал «Седьмая симфония»

Эксперт
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Ксении Собчак — 40! Вспоминаем самые яркие скандалы с участием «блондинки в шоколаде» Ксении Собчак — 40! Вспоминаем самые яркие скандалы с участием «блондинки в шоколаде»

Имя Ксении Собчак уже много лет является синонимом скандала

Maxim
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Артем Кумпель: «Люди могут зарабатывать на 20–30% больше» Артем Кумпель: «Люди могут зарабатывать на 20–30% больше»

Почему кассиры становятся курьерами и что будет с рынком труда

РБК
17 фильмов про суровую зиму и смерть во льдах 17 фильмов про суровую зиму и смерть во льдах

Если ты вдруг не знаешь, что посмотреть про холодную зиму

Maxim
Он не Илон: как младший брат основателя Tesla скопил состояние в $700 млн Он не Илон: как младший брат основателя Tesla скопил состояние в $700 млн

Илон Маск — не единственный из Масков, разбогатевший благодаря инвестициям

Forbes
Василий Ливанов: Василий Ливанов:

Интервью с киноактером и писателем Василием Ливановым

Караван историй
Земля – Орбита. Как отправить свое имя в космос? Земля – Орбита. Как отправить свое имя в космос?

Пластина — 10 на 15 мм, а имен — 22 772. Как всё уместить, Карл?

Популярная механика
Продаёт на сотни миллионов долларов и занимает треть рынка настольных игр: почему «Монополия» стала популярной Продаёт на сотни миллионов долларов и занимает треть рынка настольных игр: почему «Монополия» стала популярной

История «Монополии»: как настольная игра покорила сердца миллионов

VC.RU
10 самых невероятных видов муравьев 10 самых невероятных видов муравьев

Поговорим о 10 впечатляющих видах муравьев и их поведении

Популярная механика
Безумие и винтаж: 8 диких изобретений прошлого Безумие и винтаж: 8 диких изобретений прошлого

По всем законам этих диких изобретений просто не должно было существовать

Maxim
«Я впервые поцеловалась в 9 лет»: Ани Лорак раскрыла секреты личной жизни «Я впервые поцеловалась в 9 лет»: Ани Лорак раскрыла секреты личной жизни

Ани Лорак поделилась откровениями об отношениях с мужчинами

Cosmopolitan
Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера

Почему так важен телесный контакт? Какую роль в отношениях он играет?

Psychologies
Сыр с одной шутки: история семейной сыроварни «Папа-сыровар» Сыр с одной шутки: история семейной сыроварни «Папа-сыровар»

Основатели «Папа-сыровар» — о недоверии поставщиков и поиске нужного молока

Inc.
Как связаны между собой спорт и психосоматика? Как связаны между собой спорт и психосоматика?

Как разобраться со своими проблемами, занимаясь спортом

Cosmopolitan
Прощай, мой господин: как разводились в Османской империи Прощай, мой господин: как разводились в Османской империи

Почему мужчины искали «промежуточных» мужей бывшим женам?

Cosmopolitan
Как голуби находят дорогу домой Как голуби находят дорогу домой

Как голуби ориентируются в сложных и меняющихся ландшафтах?

Популярная механика
10 необычных способов быстро уснуть 10 необычных способов быстро уснуть

Как уснуть, если подсчет овец и глубокое дыхание уже не помогают?

Psychologies
Утюг, отпариватель или парогенератор – что выбрать для дома? Утюг, отпариватель или парогенератор – что выбрать для дома?

Что лучше – отпариватель или парогенератор для одежды?

CHIP
Помогает ли йога похудеть Помогает ли йога похудеть

Йога стала очень популярной практикой. Но поможет ли она похудеть?

Популярная механика
Мужской стиль одежды: как выбрать свой Мужской стиль одежды: как выбрать свой

Какие бывают мужские стили одежды, как выбрать свой и не совершить ошибки

Playboy
«Купе номер 6»: идеальное кино про одиночество и российские поезда «Купе номер 6»: идеальное кино про одиночество и российские поезда

«Купе номер 6» — это идеальная лента о России. В самом хорошем смысле

Cosmopolitan
Брак по расчету Брак по расчету

Как ковровые дорожки превратились в поле битвы маркетологов?

Vogue
Джентльмен удачи Джентльмен удачи

Александр Цыпкин – писатель, сценарист, а с недавних пор и актер дает советы

Playboy
Московский год Лжедмитрия I Московский год Лжедмитрия I

Москвичи встретили Лжедмитрия I колокольным звоном, а вскоре растерзали его

Дилетант
«Мой якорь — материнская любовь и вера»: хореограф Акрам Хан о своем балете Kaash «Мой якорь — материнская любовь и вера»: хореограф Акрам Хан о своем балете Kaash

Акрам Хан — о том, что такое современный балет и что он дает зрителю

Forbes
Открыть в приложении