«Убывающий мир»
В послевоенном СССР выросло «поколение ИТР», инженерно-технических работников: технооптимистов с высшим образованием, мечтателей, любителей научной фантастики. Но верой в научный прогресс культура научно-технической интеллигенции не ограничивались. «Физики», ровно как и «лирики», интересовались и вещами, которые в научную картину мира не вписывались: инопланетянами, экстрасенсами и прочими феноменами из области мистического. В книге «Убывающий мир: история „невероятного“ в позднем СССР» (Издательская программа Музея «Гараж») исследователь позднесоветской культуры и литературы Алексей Конаков рассказывает о том, как среди советской городской интеллигенции зарождался и распространялся дискурс о фантастических вещах и явлениях, таких как снежный человек, внеземные цивилизации, телепаты и экстрасенсы. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным увлечению людей различными веществами, якобы обладающими целительными свойствами: от аскорбиновой кислоты до мумиё и «омагниченной» воды.
***
Потребление здоровья связано, прежде всего, с поиском и использованием различных веществ, сулящих исцеление от болезней или общее укрепление организм. Номенклатура таких «невероятных» веществ чрезвычайно богата.
Это может быть кислое молоко (предотвращающее «гнилостные процессы» в кишечнике), описанное в дореволюционных «Этюдах оптимизма» Ильи Мечникова; это может быть сода (смягчающая стенки эритроцитов), которую активно пропагандировала в начале пятидесятых биолог Ольга Лепешинская; это может быть скипидар (улучшающий состояние капилляров), ванны с которым рекомендовал принимать врач Абрам Залманов; это может быть чайный гриб, обсуждаемый на страницах научно-популярных журналов («настой гриба (особенно семи, восьмисуточный) содержит противомикробные вещества, возможно, антибиотической природы; гриб способен также в какой-то степени задерживать развитие нескольких видов болезнетворных микробов: стрептококков, дизентерийных палочек и других»); это может быть подсолнечное масло, практика «сосания» которого почему-то приписывается все тем же «индийским йогам» («А в одном анонимном „пособии“ по Хатха-йоге рекомендовалось ежедневно брать в рот подсолнечное масло и держать его во рту до тех пор, пока оно не загустеет. Затем советовали его выплевывать. Подобная „процедура“ дает якобы избавление от всех существующих на земле болезней», — возмущенно отмечал Анатолий Зубков).
Но, вероятно, самой респектабельной панацеей считается в СССР аскорбиновая кислота, спрос на которую возникает после перевода в 1974 году на русский язык книги «Витамин C и здоровье», написанной известным химиком, нобелевским лауреатом Лайнусом Полингом. Указания Полинга на то, что подавляющее большинство животных умеют синтезировать аскорбиновую кислоту в клетках печени и почек и только человек на это не способен (а потому должен получать витамин C извне — не в качестве средства против болезни, но в качестве вещества, изначально необходимого организму), представляются вполне убедительными целому ряду специалистов; идеи Полинга о том, что надо заниматься не лечением болезней, но общим укреплением здоровья, и что, употребляя витамин C, простуду на планете можно будет искоренить полностью, как это было сделано ранее с оспой, вдохновляют многих советских читателей — в семидесятые поедание «аскорбинки» становится самым обычным делом.
Гораздо более таинственным (хотя ничуть не менее модным) кажется в эти же годы легендарное мумиё — смолистая субстанция неясного происхождения, собираемая на склонах среднеазиатских гор. Про мумиё писал еще Ибн-Сина, однако в СССР странным веществом заинтересовались только в шестидесятые годы — и одним из первых советских ученых, размышлявших о природе мумиё, был исследователь снежного человека Борис Поршнев. В 1963 году, в книге «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах», Поршнев среди прочего задумывался о «фармацевтическом аспекте проблемы реликтового гоминоида». Согласно изысканиям Поршнева, проведшего много времени в экспедициях по Памиру, «„мумиё“ получалось путем копчения над огнем покрытого рыжими волосами „хайван аквана“ (снежного человека)», но за долгие столетия рецепт был утерян, и теперь найти настоящее мумиё не легче, чем самого «снежного человека»: «Четвертым этапом в истории „мумиё“ можно считать современное положение, наблюдаемое в республиках Средней Азии, когда распространяются заменители „чистого мумиё“, уже не связанные с добыванием его из жира „дикого человека“. Магическая сила остается лишь за названием: многие пожилые таджики, узбеки и др. еще готовы подчас прибегнуть к спасительному лекарству под этим именем, проданному им знахарями». Двумя годами позже про мумиё начинают писать научно-популярные журналы, и обсуждение загадки выходит на новый уровень: выясняется, что химический состав мумиё исследован учеными во главе с академиком АН Таджикской ССР Константином Порошиным,