Юбилей «Философского парохода»: как 100 лет назад интеллигенция уплывала из России
В московском Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылась выставка «Философский пароход: семь пассажиров», приуроченная к столетию высылки русской интеллигенции
Организаторы выставки, Свято-Филаретовский институт и Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ), реконструировали историю «философского парохода» на примере его семерых пассажиров, — философов Николая Лосского, Николая Бердяева, Семена Франка, Ивана Ильина, Федора Степуна, протоиерея Сергия Булгакова и социолога Питирима Сорокина, — их отношения к революции февраля и октября 1917 года, изменения представлений о России и их вклад в мировую философию, антропологию, социологию и искусство.
О последствиях высылки мыслящей интеллигенции из страны, незаживающих травмах столетней давности в интервью, записанных кураторами выставки Софьей Андросенко и Юлией Балашиной, рассуждают писатель Евгений Водолазкин, философ Андрей Тесля. Среди артефактов выставки — эмигрантские издания из коллекции Виктора Щедрина и из собрания Дома русского зарубежья.
В истории «Философского парохода» много мифологии. Специального, предназначенного для философов, изгоняемых из советской России не было. Было несколько разных пароходов. И поездов. Сам термин «философский пароход» возник в 1990 году с легкой руки философа Сергея Хоружего.
В августе 1922 года Лев Троцкий заявил в интервью американской журналистке Анне Луизе Стронг: «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны, но они потенциальное орудие в руках наших возможных врагов. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. Я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность».